Практика санкционного права и комплаенса
В рамках практики Санкционного права и санкционного комплаенса, консультации по санкционным вопросам включают в себя следующие основные направления:
- Идентификация санкционных лиц: физические и юридические лица прямо перечислены в соответствующих списках, однако согласно санкционному законодательству ЕС и США под ограничения попадают и компании, которые в общей сложности более чем на 50% прямо или косвенно принадлежат одному или нескольким лицам из санкционного списка (т.е. полная проверка корпоративной структуры компании, включая ее конечных бенефициаров).
- Консультации в отношении секторальных санкций: консультации по поводу подпадающих под санкции финансовых инструментов; консультации по санкционным ограничениям в таких секторах экономики как энергетика, оборонная промышленность и товары двойного назначения; подготовка юридических заключений для предоставления банкам и контрагентам доверителей и иные вопросы, связанные с секторальными санкциями.
- Консультации по поводу территориальных санкций.
- Санкционный compliance: проверка корпоративной и договорной структур компании на предмет соответствия санкционному законодательству тех стран, в которых работает фирма, и консультации по поводу возможного изменения этой структуры.
- Составление индивидуального регламента соблюдения санкционного законодательства США (для юридического лица, чьи акционеры или бенефициары являются US Person, или если компания ведёт бизнес в США).
- Санкционный due diligence: проверка проекта или предполагаемого контрагента (т.е. может ли вхождение в проект или начало отношений с определённым лицом повлечь санкционно-правовые последствия).
- Консультирование западных партнёров по получению официальных разрешений от соответствующих компетентных органов ЕС/США, таких как Совет ЕС, OFAC и т.д. в отношении работы в России, а также получение разрешений на работу с попавшими под санкции лицами.
- Составление пресс-портрета российского бизнесмена для оценки возможности его попадания в санкционный список США.
- Оценка шансов на исключение из санкционного списка через Суд ЕС или федеральный суд США.
- Полное сопровождение судебного процесса по исключению из санкционных списков в иностранных судах.
- Консультирование об исключении из SDN в порядке административного пересмотра по § 501.807.
- Критический анализ предложений западных лоббистских и юридических фирм о санкционных услугах по критерию «цена-качество-эффективность».
- Иное консультирование по практике работы американского санкционного органа - OFAC и европейского органа - Совета ЕС при составлении, ведении санкционных списков и исключении из них.
- Организация санкционного compliance «под ключ», тренинг соответствующего менеджера.
- Консультирование по вопросам, связанным с экстратерриториальным законодательством US FCPA, UK Anti-Bribery Law, OECD.
- Российские «антисанкции» и контрмеры: Правовой анализ санкционного законодательства РФ и ответных инициатив российских органов власти; подготовка заключений о правовых последствиях и рисках привлечения к уголовной ответственности руководителей иностранных компаний и нерезидентов - физических лиц, осуществляющих свою деятельность в России.
Отдельным направлением Практики является исключение из базы данных World-Check (Refinitiv от Thomson Reuters) и аналогичных баз данных.
Использование информации о статусе PEP (politically exposed person, политически значимое лицо) комплаенсом западных банков и финансовых учреждений носит негативный характер для Доверителя, его бизнеса, членов семьи и партнеров. Юридическая помощь по данному направлению заключается в следующем:
- Удаление из базы данных Refinitiv (ранее - World-Check), а также из аналогичных баз данных, таких как WorldCompliance от LexisNexis и RDC от Regulatory Data Corp.
- Корректировка сведений о Доверителе в вышеуказанных базах на соответствующую действительности информацию.
- Правовые консультации о возможных рисках и последствиях, возникающих в результате присвоения PEP, PEP-S и иных статусов Доверителям и членам их семьи. Подготовка меморандумов (письменных и аналитических справок) о причинах и основаниях выявленной у Доверителей санкционной «токсичности» и иных взаимосвязанных рисков, возникающих у обслуживающих их западных банков в связи с взаимоотношениями с Доверителями.