Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Россия будет признавать решения зарубежных судов по делам бизнеса» - комментарий Сергея Гландина в эфире радиостанции Business FM

Москва приняла соответствующую Конвенцию вместе с другими участниками Гаагской конференции на прошлой неделе. В каких процессах это могло бы сыграть решающую роль?

На прошлой неделе, 2 июля, Россия вместе с участниками Гаагской конференции по международному частному праву приняла Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Таким образом, в России будут признавать решения зарубежных судов по делам бизнеса, а в других странах — решения российских судов.

Таким образом, если суд за рубежом постановил взыскать деньги с российской компании, решение будет исполняться в России.

В качестве одного из громких процессов, где конвенция теоретически могла бы помочь, юристы приводят историю уехавшего из России банкира Сергея Пугачева и его активов, спрятанных в новозеландских трастах. Будь конвенция принята Россией и Великобританией раньше, процесс взыскания элитной недвижимости бывшего сенатора мог бы быть проще. Однако конвенция не включает дела о банкротстве или семейные споры, то есть в тяжбе Пугачева и его экс-супруги, графини Александры Толстой о разделе имущества документ ничего не изменит. Еще один пример приводит специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин.

Сергей Гландин

специальный советник коллегии адвокатов Pen & Paper

«Был такой НПО «Космос». Его возглавлял Андрей Черняков, у которого было все неплохо, пока был Лужков. Потом поменялась власть, и в отношении этого НПО «Космос», который строил Алабяно-Балтийский тоннель, и в отношении его главы господина Чернякова Мещанским судом города Москвы были приняты решения о взыскании с него денежных средств, как с поручителя за это НПО «Космос». Господин Черняков скрывался в Великобритании, и формальным кредитором был «Банк Москвы», входящий в группу ВТБ. Им приходилось исполнять этот простой гражданско-правовой спор о взыскании поручительства, обращаться в государственный суд Великобритании, просить привести в исполнение. То есть это был долгий, дорогостоящий процесс. Если бы на тот момент РФ, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии участвовали бы в этой конвенции, то процесс занял бы довольно короткий срок. Кредиторы, имея на руках решение Мещанского суда города Москвы, пришли бы просто к судебному исполнителю в Высоком суде и, скорее всего, даже без выхода стороны в суд, получили бы исполнение, и уже исполняли бы через британских приставов».

Конвенция дает государству право не применять ее правила к конкретному вопросу. Например, Россия может отказаться признавать решения зарубежных судов по Крыму, а другие страны смогут не признавать решения крымских судов. Впрочем, все-таки сделан шаг вперед. Например, до сих пор в России не было двусторонних договоров о взаимном признании судебных решений с Великобританией и США. О том, во что это выливалось, рассказал партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Алексей Панич.

Источник