Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«От разговора отказались Znak.com нашел понятых из дела Ивана Голунова, но пообщаться с ними не получилось» - комментарий Анатолия Логинова изданию Znak.com

Сегодня Генеральная прокуратура запросила у всех подразделений полиции по Западному округу Москвы сведения по понятым и закупщикам, которые участвовали в оперативно-разыскных мероприятиях по делам о наркотиках. Как выяснил Znak.com, в протоколе личного досмотра Ивана Голунова не были указаны ни адреса понятых, ни даты рождения. Znak.com удалось узнать места жительства этих людей. Один оказался жителем Нижнего Новгорода. Оба понятых не захотели общаться.

«Это повод задуматься»

Протокол личного досмотра Ивана Голунова 6 июня с 15 часов 40 минут до 16 часов 10 минут составляли оперуполномоченные ОНК по ЗАО ГУ МВД России по Москве младший сержант Р. В. Феофанов и старший лейтенант А. А. Сергалиев. В протоколе досмотра фигурируют имена двух понятых: Сергея Кузнецова и Дмитрия Бокарева. Однако больше никаких данных о понятых сотрудники полиции в протоколе не указали: ни дату и место рождения, ни место регистрации, ни даже место фактического проживания, что необходимо для последующего вызова на допрос к следователю или в суд.

Копия этого протокола (есть у Znak.com) вместе с остальными документами, имеющимися в распоряжении следствия, 8 июня была предоставлена в Никулинский районный суд Москвы, который избирал меру пресечения в отношении Ивана Голунова. Судя по тому, что судья Михаил Максимов без каких-либо проблем отправил журналиста под домашний арест, у него не возникло вопросов к протоколу досмотра, который был составлен оперативниками с элементарными процессуальными нарушениями.

Сергей Кузнецов и Дмитрий Бокарев были понятыми также при осмотре съемной квартиры Ивана Голунова на улице Вешняковской, о чем свидетельствуют данные акта обследования помещения (копия документа также есть у Znak.com). Этот акт был составлен старшим лейтенантом А. А. Сергалиевым 6 июня с 21 часа до 22 часов 10 минут. И вот только в этом акте впервые упоминаются установочные данные понятых — адреса фактического проживания или регистрации (в акте не уточняется, что именно).

Если верить данным официального акта, то 27-летний понятой Дмитрий Бокарев проживает или зарегистрирован по адресу в Нижегородской области, поселок Ломовка (полный адрес не приводим). По данным «Яндекс.Карт» и базе данных индексов, на улице Парковой, где зарегистрирован Бокарев, нет полноценных жилых домов, там расположены дачи. Теоретически Бокарев может быть зарегистрирован и в дачном доме. Однако, по информации нашего издания, местом проживания или регистрации понятого Бокарева является все тот же поселок Ломовка, но дом на другой улице — Советской. Бокарев некоторое время назад мог работать в правительстве Нижегородской области, однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию Znak.com пока не удалось.

Интересно, что Бокарев не проживал в Москве постоянно, молодой человек регулярно ездил в Москву из Нижнего Новгорода. По данным Znak.com, последний раз Бокарев приехал в Москву 2 июня, то есть всего за четыре дня до задержания Ивана Голунова.

Корреспондент Znak.com пытался связаться с Дмитрием Бокаревым, однако он не отвечал на сообщения в социальной сети «ВКонтакте», а затем закрыл профиль.

Второй понятой, участвовавший в досмотре Голунова и осмотре его квартиры, — 24-летний Сергей Кузнецов. Судя по данным акта осмотра квартиры журналиста «Медузы», понятой Кузнецов живет или зарегистрирован в Москве на улице Марьинский Парк, в одном доме с отделением полиции. Как удалось выяснить Znak.com, молодой человек действительно зарегистрирован по этому адресу. Живет, судя по всему, в этой квартире вместе с отцом, братьями и сестрой. По телефону, имеющемуся у Znak.com, связаться с Сергеем Кузнецовым не удалось — по нему ответил его брат Алексей, который пояснил, что не знает ничего о том, присутствовал ли его брат при досмотре Ивана Голунова. Алексей Кузнецов также отказался передавать трубку Сергею.

По данным Znak.com, ни Бокарев, ни Кузнецов ранее никогда не привлекались ни  к уголовной, ни к административной ответственности.

Сергей Кузнецов

Адвокат, партнер Pen & Paper Анатолий Логинов пояснил Znak.com, что «в протоколе личного досмотра вещей должны быть не только фамилия, имя и отчество понятых, но их установочные данные. Желательно, чтобы была указана дата рождения, чтобы можно было удостовериться, что понятому есть 18 лет, кроме того, обязательно должно быть указано место жительства понятого, чтобы потом, при необходимости, его можно было вызвать на допрос». При этом юрист отмечает, что в уголовно-процессуальном кодексе «эти требования не прописаны напрямую». И поскольку в УПК нет четко предусмотренной формы протокола личного досмотра, то суд не может признать протокол недопустимым. «Но в любом случае отсутствие установочных данных в протоколе — это повод, чтобы задуматься, а почему не указали? Ведь следователю на этом этапе даже не нужно перепроверять названные понятыми данные», — отметил Логинов.

Адвокат журналиста Ивана Голунова — Сергей Бадамшин заявил Znak.com, что «отсутствие полных данных понятых считает нарушением». «Мы будем обязательно это обжаловать, но всему свое время», — сказал Бадамшин.

Znak.com направил официальный запрос в ГУ МВД России по Москве по поводу нарушений при составлении протоколов досмотра. На момент публикации материала ответ из ведомства в редакцию не поступил.

Если у вас есть информация об этих людях, в том числе их участии в качестве понятых в других оперативных мероприятиях, свяжитесь с автором текста по адресу am@znak.com.

Дело Голунова

Специального корреспондента «Медузы» Ивана Голунова задержали 6 июня, 8 июня Никулинский суд Москвы отправил его под домашний арест по обвинению в покушении на сбыт наркотиков (статья 30, статья 228.1 УК). Полицейские утверждали, что нашли при Голунове и в его квартире свертки с наркотиками — мефедрон и кокаин.

Журналист настаивает, что их ему подбросили. По его словам, силовики его избили и не давали связаться с близкими. Врачи говорили, что обнаружили у Голунова гематому на спине, множественные ссадины грудной клетки, ушибы ребер. Также сообщалось о подозрениях на сотрясение головного мозга. В суде по мере пресечения Голунов заявил, что считает себя невиновным и связывает свое уголовное преследование со своими публикациями о похоронном бизнесе, по поводу которых получал угрозы.

Утром 10 июня ведущие российские деловые издания — газеты «Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК — впервые в своей истории вышли с одинаковыми передовицами. На обложках — слова: «Я/Мы Иван Голунов». СМИ опубликовали общее редакционное заявление с требованием тщательного расследования дела журналиста. 12 июня в Москве журналисты собираются провести марш в поддержку Ивана Голунова. В этот же день в Екатеринбурге пройдет сбор горожан возле здания областного полицейского главка.

 Источник