Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Изменение юрисдикции не может быть односторонним» - комментарий Константина Добрынина для портала ФПА РФ

Группа депутатов Государственной Думы предлагает перенести в российские суды споры, касающиеся тех, кто попал под санкции зарубежных государств.

В Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 754380-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» (далее – законопроект) о предоставлении российским юридическим и физическим лицам, находящимся под санкциями США и других иностранных государств, права отстаивать свои права в российском суде. Эксперты ФПА РФ полагают, что документ противоречит общим принципам права, поэтому он не может стать законом.

Авторы законопроекта полагают, что граждане Российской Федерации и российские юридические лица, находящиеся под санкциями, вправе требовать уплаты неустойки, равной размеру исковых требований, предъявленных им в судах иностранных государств, международных организаций или в третейских судах за пределами России.

Как сказано в пояснительной записке, «таким лицам предоставляется право в одностороннем порядке внести в действующие соглашения (с контрагентами), в соответствии с которыми рассмотрение споров с участием граждан РФ и российских юрлиц отнесено к компетенции судов иностранных государств, международных организаций или третейских судов, находящихся за пределами территории РФ, изменения, предусматривающие включение в такие соглашения условия о рассмотрении спора судом РФ в соответствии с его компетенцией и правом РФ или условия о передаче спора на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории РФ».

Право обратиться в российский суд документ предоставляет подсанкционным российским резидентам, если их контрагенты откажутся внести в договоры или соглашения положение о переносе разбирательства в российскую юрисдикцию. Также таким гражданам и юридическим лицам законопроект предоставляет право обратиться в суд Российской Федерации с иском о прекращении судебного разбирательства в иностранных судах или организациях. Соответствующие иски, как предусмотрено в законопроекте, предъявляются в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по месту их нахождения в Российской Федерации либо по месту нахождения на территории Российской Федерации их имущества.

Если же решение российского суда не будет исполняться, то предусматривается возможность наложения судебного штрафа «в размере заявленных другой стороной спора исковых требований и понесенных ответчиков фактических судебных расходов».

В пояснительной записке отмечается, что сейчас граждане Российской Федерации и российские юридические лица в связи с введением против них санкций фактически лишены возможности защищать свои права в судах иностранных государств, международных организаций или в третейских судах за пределами Российской Федерации.

Статс-секретарь ФПА РФ Константин Добрынин назвал этот законопроект перечеркивающим не только основы международного права, но и общие принципы права.

«Нельзя в одностороннем порядке, пусть и на уровне закона, навязать контрагенту изменение подсудности будущего спора. Если бы наша судебная система была эталоном справедливости и беспристрастности, тогда западный контрагент, может быть, и согласился. А так подобное требование не будет обязательным за пределами Российской Федерации и не породит правовых последствий. Вместе с тем такой закон в случае принятия не только не будет исполняться, но и будет противоречить принципу взаимности, международной вежливости и обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров, например, договоров системы ГАТТ/ВТО», – подчеркнул эксперт.

По его предположению, авторы законопроекта не вникли в суть односторонних ограничительных мер и санкций. «Санкции – это нормативные предписания собственным субъектам воздержаться от вступления в отношения с определенными иностранными резидентами, представляющими угрозу США. Санкции формально-юридически даже не касаются наших резидентов. Запреты и ограничения распространяются на субъектов, чьим личным законом является право США, или лиц, находящихся под контролем таких субъектов. На них же распространяется ответственность за неисполнение санкционных запретов или ограничений. Поэтому и бороться с односторонними санкциями можно только эффективными средствами правовой защиты по праву США», – пояснил статс-секретарь ФПА РФ.

Критикуя обоснование, приведенное в пояснительной записке, Константин Добрынин утверждает, что «никто не лишен права защищать свои интересы в суде, о чем как минимум свидетельствует поданный Олегом Дерипаской 15 марта 2019 г. иск в Федеральный суд округа Колумбия или, например, семь успешных исключений из санкционного списка ЕС украинцев во главе с Виктором Януковичем в Суде ЕС на прошлой неделе (11 июля 2019 г.)». Он также сослался на заявления, которые подали в Минфин США в порядке административного пересмотра Кирсан Илюмжинов, Виктор Вексельберг, братья Ротенберги, судоходная компания «Гудзон», транспортная компания «Инстар Лождистикс» и другие.

Заместитель председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Елена Лукьянова согласна с замечаниями Константина Добрынина. Она также отметила, что документ демонстрирует профессиональную непригодность депутатов-разработчиков.

Оба эксперта убеждены, что данному законопроекту не суждено стать законом.

Источник