Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Эффект Голунова: домашний арест, экспертиза и поддержка коллег» - комментарий Алексея Добрынина изданию «Право.ру»

Иван Голунов стал не просто известным расследователем, но символом громкого прецедента: судья Михаил Максимов отпустил журналиста под домашний арест, несмотря на обвинение по строгой ст. 228.1 УК («Покушение на сбыт наркотиков»). Из-за общественного резонанса за каждым движением по делу следят максимально пристально. Эксперты констатируют: домашний арест – это «шаг назад» обвинения и неуверенность в будущем этого уголовного дела.

Никогда не было, и вот

Эксперты говорят об одном: с таким составом всегда отправляют в СИЗО, а помешал продолжению традиции общественный резонанс.

«Была однажды избрана подписка о невыезде по эпизоду с 2 кг героина в отношении обвиняемого, который нужен был на свободе оперативникам ФСБ. Отправляют в СИЗО всегда», – рассказывает Вячеслав Яблоков, управляющий партнёр Яблоков и партнёры. Он полагает, что домашний арест в условиях складывающейся практики – это уже полпути к победе Голунова и его адвокатов.

Матвей Протасов, партнер АБ Романов и партнеры, определил домашний арест как «однозначный «шаг назад», свидетельство неуверенности системы в будущем этого уголовного дела и, соответственно, большую надежду для тех, кто желает скорейшего освобождения Ивану». Я не удивлюсь, если такое решение по Голунову окажется единственным в своём роде, добавил он.

Домашний арест при таком обвинении в России не более распространён, чем розовые слоны на сопках Маньчжурии, утверждает Протасов.

При выборе меры пресечения суды учитывают наличие у обвиняемого регистрации по месту жительства, малолетних детей на иждивении и другие обстоятельства. Но чаще всего суды по «наркотическим» составам, особенно в Московском регионе, избирают именно заключение под стражу, констатирует Дмитрий Данилов, юрист АБ Забейда и партнеры. По делу Ивана Голунова представляется, что де-факто на применение к нему домашнего ареста повлиял повышенный общественный резонанс, соглашается с коллегой юрист.

Адвокат Алексей Добрынин, партнер Pen & Paper, называет выбранную меру исключением из правил. «Мера пресечения в виде домашнего ареста Ивану Голунову – это тот редкий случай, когда суд все-таки заглянул в Пленум Верховного суда № 22 от 29 октября 2009 года и учёл, что при рассмотрении ходатайства следствия об аресте необходимо проверить «обоснованность подозрения в причастности лица к совершенному преступлению», – говорит эксперт. То есть убедиться в наличии достаточных доказательств, предоставленных следователем, в совершении обвиняемым инкриминируемого ему  преступления, разъясняет Добрынин.

При таких фактических обстоятельствах (при отсутствии доказательств) решение должно было быть иным: отказать следователю в удовлетворении его ходатайства и отпустить журналиста, так как истекли сроки его задержания.

Алексей Добрынин:

Судя по всему, в материалах уголовного дела нет никаких доказательств причастности Ивана к преступлению, а в связи с этим и доказательств совершения им преступления, предположил адвокат: «Это и побудило суд его не арестовывать».

Экспертиза – это еще не все

10 июня Павел Чиков опубликовал заключение экспертов, в котором говорится, что на одежде и в биоматериале Голунова наркотических средств обнаружено не было. Протасов говорит, что, согласно общему правилу, отсутствие следов наркотических веществ в биоматериалах – это важный довод для защиты, но в этом конкретном деле далеко не определяющий.

Яблоков добавляет, что одной экспертизы в целом может быть недостаточно и это является лишь частью доказательств в пользу защиты. «Детальное разбирательство предстоит в части оформления изъятия, включая приглашение понятых: кто, когда, каким способом, в связи с чем? Были ли хоть какие-то данные оперативно-разыскной деятельности, свидетельствующие о причастности Голунова к незаконному обороту наркотических средств, или это только на коленке написанные рапорты сотрудников. И много других процессуальных моментов», – рассказал он.

Источник