Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Денису Никандрову «посчастливилось» выйти досрочно» - комментарий Вадима Клювганта для КоммерсантЪ ФМ

О чем свидетельствует принятое судом решение об УДО

Генерал СКР, осужденный за взятку, не провел в тюрьме и года. Бывший замначальника главного следственного управления по Москве Денис Никандров вышел условно-досрочно. Он был фигурантом громкого дела о коррупции в Следственном комитете и давал показания на своих руководителей и сослуживцев. В августе прошлого года его приговорили к пяти с половиной годам заключения. Почему высокопоставленного силовика отпустили? Разбирался Григорий Колганов.

Как и предсказывал ранее «Ъ FM», Денис Никандров освободился значительно раньше срока, назначенного ему судом. В колонию он попал осенью прошлого года после апелляций. Вероятно, минимальное пребывание в тюрьме было частью сделки генерала со следствием, предположил управляющий партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Александр Железников: «Документы подписываются прокуратурой и такого, как правило, не содержат, но это вполне могло быть некой устной договоренностью о том, что после осуждения Никандров сможет рассчитывать на поддержку прокуратуры. Прокуратура периодически такое делает».

Показания Никандрова стали основой громкого уголовного дела о коррупции в московском управлении Следственного комитета. Генерал вместе с другими высокопоставленными офицерами получил взятки на $1 млн от криминального авторитета Захария Калашова, известного как Шакро Молодой. За особо тяжкое преступление Никандров получил пять с половиной лет колонии строго режима. Но дальше генералу сопутствовала удача: Верховный суд переквалифицировал преступление на просто тяжкое, а режим колонии на общий. Все это позволило зачесть день пребывания в СИЗО за полтора дня в тюрьме и буквально через несколько месяцев претендовать на УДО.

Отчего же в судьбе генерала произошли такие приятные изменения? Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин видит в этом политические причины: «Та история, в которой одним из фигурантов был господин Никандров, использовалась в аппаратных войнах для того, чтобы ослабить позиции господина Бастрыкина. В августе прошлого года оппоненты господина Бастрыкина еще могли рассчитывать на его отставку. А в октябре прошлого года Владимир Путин дал последнему шанс исправиться, после этого необходимость в консервации господина Никандрова, чтобы в случае чего получить от него какие-то новые показания, отпала».

Кстати, удача сопутствовала генералу с самого начала резонансного дела. В отличие от других его фигурантов, Никандрову не назначили многомиллионного штрафа и сняли арест с имущества офицера и его счетов в банках. Да и вся головокружительная карьера бывшего замглавы московского управления СК может говорить о небывалом везении, иронизирует бывший следователь, а ныне партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант. Он пересекался с Никандровым еще во времена дела ЮКОСа. «Он оказался в составе следственной группы по этому делу. Из этого можно заключить, что карьера господина Никандрова складывалась на деле ЮКОСа. Для людей, которые так начинают карьеру и столь стремительно ее делают, становясь в 30 лет генералами, это большое испытание. Судя по тому, что произошло с ним дальше, очевидно, он совсем не справился с этим испытанием».

С условно-досрочным освобождением Никандрову тоже повезло. Юристы, опрошенные «Ъ FM», отмечают, что далеко не всегда суды, прокуратура и ФСИН так активно идут на встречу осужденным. С выходом Никандрова на свободу общество и силовые структуры получают интересный сигнал, рассуждает адвокат коллегии «Юков и партнеры» Яков Гаджиев:

«Ситуация, которая произошла с Никандровым, является очень хорошей рекламой института досудебного соглашения в целом: сотрудничайте со следствием, давайте показания на своих руководителей и на других должностных лиц, и вам будет назначено более мягкое наказание, чем это предусмотрено законом».

Полтора года и 11 дней не досидел Денис Никандров в рамках приговора.

Помимо Никандрова, фигурантами громкого уголовного дела стали бывший руководитель управления собственной безопасности СКР Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. Они получили 13 и пять лет строго режима соответственно. Судебное разбирательство в отношении бывшего начальника столичного главка СКР Александра Дрыманова продолжается. Против него давал показания Денис Никандров.

Источник