Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Вадим Клювгант прокомментировал избрание меры пресечения Алексею Навальному

Оппозиционный политик Алексей Навальный был арестован 18 января на 30 суток судьей Химкинского городского суда в ходе заседания, которое прошло прямо в здании 2-го отдела полиции УМВД по г. Химки. Сам Навальный заявил во время суда, что не понимает причин, по которым суд проводился в здании отдела полиции. Пресс-служба ГУ МВД по Московской области в опубликованном на своем сайте сообщении утверждает, что это связано с мерами эпидемиологической безопасности, так как Навальный не предъявил результатов теста на COVID-19.

В камеру изолятора временного содержания отдела он был доставлен накануне после задержания на пограничном контроле в аэропорту «Шереметьево», куда он прибыл из Германии. 2 февраля Навальному предстоит участвовать в заседании Симоновского суда Москвы, куда столичное управление ФСИН (УФСИН) подало иск о замене ему условного приговора по делу о хищении средств компании «Ив Роше» на реальный срок (3,5 года лишения свободы). Дата суда была перенесена 18 января – первоначально суд, который должен определить меру наказания для Навального, планировалось провести 29 января 2021 г.

УФСИН считает, что Навальный систематически не являлся в уголовно-исполнительную инспекцию согласно условиям приговора, в том числе шесть раз – в 2020 г., до августа. 20 августа во время перелета из Томска в Москву Навальному стало плохо, самолет посадили в Омске, а затем он был отправлен на лечение в Германию. Как утверждается в совместном расследовании The Insider, Bellingcat, CNN и других СМИ, его пыталась отравить ФСБ. Московское УФСИН после публикации германской клиники Charite в журнале Lancet сочло, что Навальный был здоров уже 23 сентября, но по-прежнему не являлся в инспекцию, хотя испытательный срок по приговору заканчивался 30 декабря 2020 г., и объявило политика в розыск 29 декабря 2020 г.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант говорит, что «мера пресечения избирается только в отношении подозреваемых и обвиняемых при расследовании уголовного дела и рассмотрении его судом по существу. Других возможностей избрания меры пресечения уголовно-процессуальный закон не предусматривает». По мнению источника в правоохранительных органах, порядок такой меры, как арест лица, уклоняющегося от выполнения условного приговора, описан в постановлении Верховного суда от 20.12.2011 со ссылкой на ряд статей (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 2 ст. 60.17) Уголовно-исполнительного кодекса.

По словам политолога Михаила Виноградова, вокруг Навального складывается двойственная ситуация. «С одной стороны, интерес к истории с Навальным не привел к массовой кампании в его защиту. С другой – арест не выглядит убедительным доказательством в пользу невиновности российской власти в звучащих в ее адрес обвинениях (в возможной причастности к отравлению политика. – «Ведомости»)», – замечает Виноградов. По его мнению, у российских властей сейчас «нет хорошего решения» и все будет зависеть от того, насколько тема Навального сохранится в повестке. Виноградов считает, что предстоящие выборы в Госдуму для Навального не принципиальны, ведь в 2016 г. он легко их пропустил. Однако, замечает эксперт, в случае активизации протеста неудачные действия власти против Навального могут сыграть против нее самой. «Навальный – еще и индикатор силы протеста, без него власть может оказаться дезориентирована», – полагает Виноградов.

Как отмечает президент Центра политических технологий Борис Макаренко, последствием ареста Навального будет еще более глубокий раскол российского общества. Этот раскол объясняется тем, что «для одних Навальный – враг, для других – даже не герой, а жертва». Такая ситуация сложилась достаточно давно, но она усугубляется, что тревожно, и дальнейший сценарий раскола предсказать трудно. Тем не менее, замечает эксперт, сейчас уже можно констатировать, что «главное противостояние – за власть или против – с казусом Навального только усугубилось».

В отношении выборов в Госдуму Макаренко полагает, что прямого влияния на них арест Навального не окажет. «Навальный не парламентский, не электоральный политик, он не связан ни с одной политической партией», – поясняет эксперт. Тем не менее косвенное влияние на предстоящие выборы может оказать тот самый раскол, связанный с именем вернувшегося в Россию оппозиционера, резюмирует Макаренко.

В подготовке статьи участвовали Максим Иванов и Константин Гликин

Источник