Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Вадим Клювгант прокомментировал дело об оскорблении следователя ФСБ

Как стало известно “Ъ”, адвокатов Михаила и Андрея Зломновых не смогут привлечь к уголовной ответственности по громкому делу об оскорблении следователя ФСБ, возбужденному два года назад. Инциден произошел в августе 2018 года при предъявлении обвинения в незаконном хранении оружия подзащитному адвокатов — специалисту по музейному делу и экспонированию старинного оружия Павлу Зломнову. Против преследования защитников в прошлом году выступили более 40 адвокатов из Москвы и Санкт-Петербурга. За два года Михаилу и Андрею Зломновым так и не предъявили обвинения — между тем срок давности по вменяемой им статье уже истек.

В декабре 2018 года руководитель группы следственной службы УФСБ Даниил Саблин, занимающейся расследованием дела Павла Зломнова о незаконном хранении оружия, подал жалобу на его адвокатов — Михаила и Андрея Зломновых. В ней говорилось, что защитники во время проведения следственного действия (предъявления обвинения) в августе 2018 года оскорбили следователя ФСБ. На основании жалобы в отношении каждого из адвоката возбудили уголовное дело по ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти).

В постановлениях говорится, что защитники назвали следователя фашистом и утверждали, что «таких в 40-е годы расстреливали».

Полтора года назад адвокатское сообщество посчитало возбуждение подобных уголовных дел давлением на защитников. Для работы по делу в феврале 2019 года объединились более 40 адвокатов — в дела вошли не все из них, большая часть оказывала консультативную помощь по разным направлениям.

Как рассказал “Ъ” адвокат Александр Мелешко, представляющий интересы Андрея Зломнова, за два года расследования господам Зломновым так и не предъявили обвинения.

Между тем срок давности по статье об оскорблении представителя власти составляет два года.

Тем не менее даже для прекращения уголовного дела по такому основанию следственный отдел по Центральному району ГСУ СКР по Санкт-Петербургу должен завершить расследование уголовного дела. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант объясняет, что прекращение уголовного дела по любому основанию возможно лишь тогда, когда оно полностью расследовано, то есть установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания: «До этого следователь не может сделать обоснованный вывод о наличии оснований для прекращения дела. Для прекращения же уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования существует еще одно, дополнительное, обязательное условие: подозреваемый или обвиняемый не должен против такого решения возражать. Нужно подчеркнуть, что отсутствие возражений против прекращения дела в связи с истечением срока давности вовсе не означает признания вины. Это совершенно разные позиции. Однако если подозреваемый или обвиняемый возражает против прекращения дела по такому основанию, то либо дело должно быть направлено в суд, где должен быть постановлен приговор (он в этом случае может быть обвинительным с освобождением от наказания или оправдательным), либо дело может быть прекращено по другому основанию. Например, отсутствие события или состава преступления, непричастность обвиняемого»,— объясняет господин Клювгант.

Сроки давности действительно истекли, и, вероятно, следствие просто не хочет работать на корзину, потому что от уголовной ответственности Зломновы должны быть освобождены. Только прекращать дело надо не по давности, а за отсутствием состава преступления, так как этого преступления — оскорбления следователя нашими коллегами — не было»,— сказал “Ъ” Александр Мелешко.

«Обвинение столкнулось с тем, что с одной стороны идет давление со стороны ФСБ, а с другой — есть факты, мимо которых нельзя пройти. Никто не хочет брать инициативу, поэтому сейчас дело в вялотекущем завядшем состоянии»,— сказал “Ъ” Иван Павлов, представляющий интересы Михаила Зломнова.

Это не единственный случай, когда адвокатов преследуют по подобной статье. В прошлом году Ленинский районный суд Краснодара оштрафовал адвоката Михаила Беньяша на 30 тыс. руб. по ст. 318 УК РФ (насилие в отношении сотрудников полиции). Сотрудники полиции Егор Долгов и Дмитрий Юрченко утверждали, что по пути следования в районный отдел после митинга 9 сентября 2018 года адвокат применил к сотрудникам полиции насилие, схватив и укусив одного за руку и нанеся не менее трех ударов локтем по лицу другому. Со штрафом в 30 тыс. руб. адвокат не согласился и сейчас добивается изменения решения в апелляции — следующее заседание в Краснодарском краевом суде назначено на 4 декабря.

Марина Царева, Санкт-Петербург

Источник