Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Константина Добрынина об акциях протеста оппозиции

Движение «Гражданское общество» либертарианца Михаила Светова сократило потенциальное количество участников до 4,5 тыс. в заявках на митинги 21–22 марта против внесения изменений в Конституцию, чтобы не попасть под новые ограничения для организации массовых мероприятий в Москве. На подобные меры готовы идти и члены «Открытой России» и Партии перемен. В «Яблоке», Либертарианской партии и КПРФ пока готовят свою позицию по общероссийскому голосованию. Между тем активисты движения Rupression заявили, что намерены 14 марта взять в кольцо здание ФСБ на Лубянке и потребовать «обнуления» не для президентских сроков Владимира Путина, а для сроков лишения свободы осужденных по уголовным делам, которые они считают политическими. У оппозиционеров пока нет общей повестки, от которой, по мнению опрошенных “Ъ” экспертов, будет зависеть явка протестно настроенных граждан на голосование 22 апреля. Но само принятие поправки об «обнулении» делает появление такой общей повестки более вероятным.

10 и 11 марта, пока палаты Федерального собрания голосовали за поправки к Конституции, включая норму об «обнулении» президентских сроков Владимира Путина, председатель «Яблока» Николай Рыбаков, журналист Илья Азар и активист Алексей Миняйло, активисты «Левого фронта» Сергея Удальцова вышли на одиночные пикеты против реформы и пообещали новые.

Сразу же после голосования в Госдуме 10 марта движение «Гражданское общество» либертарианца Михаила Светова и представители «Отрытой России», Партии перемен и команды Егора Жукова подали заявки на митинги на проспекте Сахарова на 21 и 22 марта. Спустя несколько часов после этого мэр Москвы Сергей Собянин выпустил указ о запрете в городе массовых мероприятий численностью более 5 тыс. человек до 10 апреля.

В «Гражданском обществе» среагировали оперативно и утром 11 марта скорректировали заявки на 21 и 22 марта, сократив предполагаемую численность акций с 25 тыс. до 4,5 тыс. человек. При этом пресс-секретарь движения Егор Илюшкин сказал “Ъ”, что пока не может раскрыть позицию организации по голосованию 22 апреля.

Не исключает корректировки своей заявки на 50 тыс. человек 21 марта и координатор «Открытой России» Татьяна Усманова. Исполнительный директор общественной организации Андрей Пивоваров сказал “Ъ”, что пока «Открытая Россия» поддерживает проект «Нет» муниципального депутата Юлии Галяминой, выступающей за протестное голосование по поправкам к Конституции, но позиция может измениться вплоть до бойкота голосования, если появятся основания считать, что процедура «фальсифицирована и дискредитирована». Основатель «Открытой России» Михаил Ходорковский в ролике на YouTube от 10 марта отметил, что решение, сохранить ли за Владимиром Путиным возможность оставаться у власти еще 16 лет, будет принято именно на голосовании 22 апреля и «будет зависеть только от нас».

Господин Илюшкин заявил “Ъ”, что его движение готово проводить только согласованные акции, а госпожа Усманова на вопрос “Ъ” о готовности к участию в несогласованных акциях ответила: «Посмотрим».

Не определились с позицией по голосованию 22 апреля в «Яблоке» и Либертарианской партии России. Там готовы обсуждать участие в акциях протеста 21 и 22 марта, если их согласуют власти, сказали “Ъ” лидеры партий Николай Рыбаков и Сергей Бойко.

Не ясной на момент публикации оставалась и позиция Алексея Навального, который ранее заявлял, что Конституцию защищать не нужно. Его пресс-секретарь Кира Ярмыш традиционно игнорирует звонки и сообщения “Ъ”, в соцсетях лидеров команды господина Навального призывов к тем или иным действиям на момент написания материала нет.

Позицию по общероссийскому голосованию в КПРФ могут определить в субботу на партийном форуме в Орле, сказал “Ъ” пресс-секретарь Геннадия Зюганова Александр Ющенко. В то же время секретарь ЦК партии Сергей Обухов пообещал “Ъ”, что тема «сменяемости власти» найдет отражение на всероссийской акции протеста КПРФ 17 марта «За социальную справедливость!».

В отличие от коммунистов, воздержавшихся от голосования по законопроекту о поправках в итоговых чтениях, другие партии парламентской оппозиции реформу скорее поддерживают. Александр Дюпин, пресс-секретарь лидера ЛДПР Владимира Жириновского, сообщил “Ъ”, что партия «не будет проводить собственных акций против или за принятие поправок к Конституции». Член президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Романович отметил, что партия поддержала в Госдуме поправки к Конституции, и региональные отделения будут «вести работу по поддержке поправок».

Самыми решительными на этом фоне кажутся активисты движения Rupression, организующего поддержку фигурантам по делу запрещенной в РФ «Сети». В среду они сообщили в соцсетях о намерении провести 14 марта акцию протеста у здания ФСБ на Лубянке. Они призвали выйти к зданию ФСБ и окружить его «живой цепью» в знак протеста против «политических репрессий» и принятых поправок к Конституции. Сценарий акции предполагает, что участники час простоят в одиночных пикетах, а потом свернут их и «оцепят» здание ФСБ, стоя «на расстоянии вытянутой руки друг от друга». «Для “объятия” здания ФСБ потребуется 350–400 человек,— сообщила “Ъ” соорганизатор акции Ольга Мирясова.— По плану нет задумки держаться за руки, чтобы каким-то образом помешать проходу граждан, так что оснований для задержаний быть не должно». Активисты также подавали заявку на шествие 14 марта, однако ее до сих пор не согласовали.

Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, не видит в сценарии активистов движения Rupression правовых оснований для задержаний, однако отмечает, что желающим принять участие в акции «имеет смысл заранее озаботиться помощью адвокатов»: «Есть риск, что эта акция будет оценена не как одиночные пикеты, а как попытка организации более массового мероприятия».

Дозвониться до департамента безопасности Москвы, чтобы прояснить ситуацию вокруг согласования акций протеста в Москве численностью менее 5 тыс. человек, “Ъ” пока не удалось.

Муниципальный депутат Илья Яшин сообщил, что «на совете депутатов Красносельского района принято заявление против поправки к Конституции, дающей Путину возможность идти на новый президентский срок». «Мы стали первым официальным органом, который выступил против»,— отметил господин Яшин. В самом документе сказано, что «предложенная поправка подрывает основы конституционного строя России», и муниципальные депутаты «требуют от судей Конституционного суда проявить верность присяге, не допустив искажения Основного закона». Авторы документа призывают россиян «выходить на все легальные формы протеста».

Член Ассоциации независимых депутатов (АНД), муниципальный депутат Москвы Андрей Морев рассказал “Ъ”, что «в оппозиционных кругах столицы сейчас обсуждается идея провести как можно больше митингов малой численностью»: «Эту идею озвучивают все — от либертарианцев до “Яблока”, однако мало кто понимает, как ее осуществить и скоординировать». По словам господина Морева, АНД в ближайшем будущем не намерена агитировать россиян за бойкот голосования 22 апреля: «Мы продолжим призывать людей приходить на всероссийское голосование о поправках и голосовать против, так как есть шанс, что нам удастся общими усилиями убедить людей не принимать решение об изменении Основного закона».

Политолог Михаил Виноградов считает, что самоорганизация московской оппозиции растет, но для проведения серии протестов по принципу «много, но мало» следует сначала определиться с настроением: «Пока не очень понятна общая эмоция — гнев или депрессия. Главная переменная в этом смысле — реакция власти: как она воспримет приход большего числа участников на тот или иной митинг, ведь такая возможность определенно существует. Будет ли власть в таком случае демонстрировать силу или угрозу ее применения или позволит (провести акцию.— “Ъ”), не используя тему коронавируса для подавления протеста».

Политолог Константин Калачев полагает, что акции протеста не будут массовыми, поэтому запрещать, в том числе в связи с угрозой распространения коронавируса, не нужно. «Оппозиция не сможет добиться отказа от обнуления срока или других поправок,— уверен эксперт.— Экономического кризиса, переходящего в социальный с риском кризиса политического, нет. Или во всяком случае он только начинается». Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал “Ъ”, что оппозиция в состоянии повысить протестную явку на голосование 22 апреля, если обратится к своим сторонникам с консолидированным призывом. Если же консолидированного решения не будет, большая часть оппозиционного электората, скорее всего, голосование проигнорирует, считает эксперт. При этом господин Макаркин считает, что с момента принятия поправки, обнуляющей президентские сроки Владимира Путина, «у внепарламентской оппозиции появилась тема — объединяющая, долгосрочная, эмоционально воспринимаемая, поддерживаемая целевой аудиторией, способная к актуализации в любой момент в результате прилета очередного “черного лебедя”, которых развелось уже немало»,— написал политолог в Facebook 10 января.

Владимир Хейфец, Мария Старикова

 

Источник