Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Вадим Клювгант о незаконности ареста Ильи Азара

В Москве у здания МВД на Петровке, 38 полиция задержала участников пикетов в поддержку журналиста Ильи Азара и активиста Виктора Немытова, которые ранее были арестованы на 15 суток также за одиночные пикеты на этом месте. Суд посчитал, что указ мэра Сергея Собянина о самоизоляции запрещает все массовые мероприятия, к числу которых судья отнес и одиночные пикеты. Адвокаты и правозащитники, опрошенные “Ъ”, указывают, что арест Ильи Азара и Виктора Немытова нарушает закон о митингах, Конституцию РФ, Европейскую конвенцию, а еще противоречит позиции Конституционного суда. Собеседники “Ъ” подчеркивают, что полиция намеренно провоцирует протестные акции в столице в период пандемии.

Муниципальный депутат района Хамовники и спецкор «Новой газеты» Илья Азар был задержан во вторник на одиночном пикете на Петровке, 38. Полицейские объяснили ему задержание запретом мэра на проведение публичных мероприятий в городе. В отделении на журналиста составили два протокола — за повторное нарушение правил проведения митинга (ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ) и за нарушение городского режима самоизоляции (ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП Москвы).

Сегодня дело рассматривал Тверской районный суд.

Суд признал, что господин Азар проводил пикет «в месте, где проведение публичного мероприятия не запрещается, а также не требует согласования с органами исполнительной власти».

Однако, по мнению суда, пикет нарушал «требования предписания территориального органа Роспотребнадзора» и «требования указа мэра Москвы о запрете на проведение любых публичных мероприятий, направленные на введение обеспечения режима повышенной готовности».

Суд указал, что порядок проведения пикетирования определен ФЗ-54 «О митингах» и законом Москвы о правилах собраний в столице. Согласно федеральному закону, пикетирование — одна из форм публичных мероприятий, напомнил суд. Президентский указ 11 мая 2020 года разрешает главам субъектов продлевать ограничительные меры в зависимости от эпидемиологической обстановки. А изданный в соответствии с ним указ мэра Москвы запрещает до 31 мая «проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий». Из этого суд сделал вывод, что проведение даже одиночных пикетов в Москве во время «режима повышенной готовности» запрещено.

Сам Илья Азар указывал, что одиночный пикет не является массовым мероприятием и поэтому не может быть запрещен. Он также указал, что полиция после задержания уже составила на него протокол о нарушении самоизоляции, поэтому судебное наказание будет «повторным привлечением к ответственности» за одни и те же действия.

Тем не менее суд признал его виновным в повторном нарушении законодательства о митингах (в 2019 году господин Азар уже был оштрафован за участие в летних протестах из-за выборов в Мосгордуму) и арестовал на 15 суток. Днем ранее активист Виктор Немытов также получил 15 суток за одиночный пикет в поддержку Владимира Воронцова.

Адвокат Леонид Соловьев, представляющий интересы и Ильи Азара, и Виктора Немытова, рассказал “Ъ”, что суд «вынес решения под копирку». По мнению защитника, судья проигнорировал доводы о противоречии указа мэра Москвы федеральному законодательству. «В указе Сергея Собянина говорится о запрете на период эпидемии "массовых и публичных мероприятий". Однако проведение одиночного пикета не является массовой акцией и определяется федеральным законом "О митингах",— объяснил Леонид Соловьев.— Федеральный закон важнее указа мэра любого города. Это не речь о праве на прогулки, запрещенные в карантин, это спор о выражении мнения гражданина».

По его словам, это не единственное нарушение в приговоре.

Адвокат напомнил, что Илье Азару и Виктору Немытову сначала выписали протоколы за участие в акции и нарушение правил изоляции, а уже после этого их привлекли к ответственности за якобы административное правонарушение в виде пикета.

«Фактически к ним применены две санкции за одно и то же действие. Это не допустимо ни в российском законодательстве, ни в европейском, такие действия полиции и суда нарушают Конвенцию о правах человека»,— заявил Леонид Соловьев. Он отметил, что намерен обжаловать арест Ильи Азара в Мосгорсуде, куда ранее уже была направлена жалоба на арест Виктора Немытова.

Двойное наказание за одиночные пикеты — первый подобный прецедент в России, отметил глава правозащитного проекта «Апология протеста» Алексей Глухов: «В других регионах полицейские забирают людей в ОВД, выписывают протоколы о нарушении изоляции и отпускают. В Москве решили трактовать указ мэра в разрезе, удобном силовикам, проигнорировав не только федеральное законодательство, но и мнение по этому поводу Конституционного суда России».

Напомним, КС РФ еще в феврале 2013 года называл одиночные пикеты «самой безопасной формой публичного мероприятия».

В особом мнении судьи КС Сергея Казанцева сказано: «Такое мероприятие не представляет реальной угрозы ни для общественного порядка, ни для безопасности государства и не создает серьезной опасности для здоровья, имущества и нравственности граждан, не препятствует свободе передвижения третьих лиц, оно не требует уведомления».

Аресты Ильи Азара и Виктора Немытова могут быть спровоцированы «полицейской нервозностью» вокруг дела «Омбудсмена полиции», считает партнер и соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант. Напомним, экс-сотрудник «Центра Э» Владимир Воронцов после увольнения создал проект «Омбудсмен полиции» — как декларировалось, в поддержку рядовых сотрудников правоохранительных органов. «Омбудсмен» регулярно публиковал в соцсетях материалы о нарушениях в силовых структурах. Весной 2020 года Владимир Воронцов был арестован по подозрению в вымогательстве 300 тыс. руб. (ч. 2 ст. 163 УК РФ) у коллеги «за нераспространение фотографий личного характера». Позже его обвинили в изготовлении и обороте порнографических материалов (п. «а», «б» ч. 3 ст. 242 УК РФ) — он якобы распространял в соцсетях интимные фотографии сотрудницы полиции. Сам Владимир Воронцов обвинения отвергает и считает их преследованием, инициированным руководством МВД за его правозащитную деятельность. Илья Азар и Виктор Немытов были задержаны за пикет в поддержку господина Воронцова.

Вадим Клювгант в беседе с “Ъ” подчеркивает, что проведение одиночного пикета не требует никакого согласования даже в период пандемии: «Основанием административной ответственности по ст. 20.2. КоАП могут быть именно нарушения правил, установленных федеральным законом о массовых мероприятиях, и только их». По его мнению, карантинные ограничения на проведение массовых мероприятий, действующие в Москве, не относятся к одиночным пикетам: «Одиночный пикет и массовые мероприятия — очевидно разные вещи.

Ограничения порядка передвижения по Москве в условиях режима повышенной готовности тоже не относятся к правилам пикетирования, и ответственность за нарушение этих ограничений совсем иная.

Она предусмотрена другими нормами законов и не предусматривает административного ареста».

«Указ мэра Москвы прямо нарушает Конституцию России, а именно ст. 29 о свободе выражения мнения,— подчеркнул Алексей Глухов.— Аресты журналистов справедливо вызывают бурю негодования и провоцируют массовые протесты в период пандемии, которые, в свою очередь, влекут за собой неуклюжие действия московской полиции».

В президентском Совете по правам человека (СПЧ) на момент подготовки текста от комментариев отказались. Глава СПЧ Валерий Фадеев попросил время для подготовки комментария и консультации с юристами, сообщив, что об арестах Виктора Немытова и Ильи Азара «не знал».

Сегодня в Москве у здания МВД на Петровке, 38 начались пикеты в поддержку арестованных. Их участники практически сразу были задержаны.

 Главный редактор издания «Медиазона» Сергей Смирнов рассказал “Ъ”, что его задержали «моментально, как только встал с плакатом, и 10 секунд не отстоял». На плакате было написано «Свободу Илье Азару», уточнил журналист. По его словам, полицейские не представились и никак не пояснили задержание. Как передает с Петровки, 38 корреспондент “Ъ FM”, людей задерживали, как только они вставали возле проходной с плакатом. Полицейские ничего не объясняли, произнося лишь одну фразу: «Все публичные мероприятия запрещены». «Апология протеста» сообщает, что к задержанным в нарушение законодательства не допускают адвокатов.

К 18:50, помимо Сергея Смирнова, задержали журналистов «Эха Москвы» Татьяну Фельгенгауэр и Александра Плющева, главного редактора «Таких дел» Анастасию Лотареву, журналиста телеканала «Дождь» Михаила Фишмана, корреспондента RT Илью Васюнина, а также фотографа Викторию Ивлеву и писательницу Алису Ганиеву.

Мария Старикова, Александр Черных

Источник