Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Санкционный балет на льду. Адвокат Антон Именнов о влиянии санкций на судьбу имущества и бизнеса Татьяны Навки» для издания Сноб

Татьяна Навка занимает первые места не только на спортивных соревнованиях, но и в рейтингах самых богатых жен российских чиновников. Кроме внимания в медиа, такой статус влечет за собой ряд санкционных и правовых рисков. Адвокат, управляющий партнер московского офиса Pen & Paper Антон Именнов рассуждает о судьбе высокопоставленных спортсменов, супругов и бизнес-партнеров, чье имя регулярно оказывается в сми рядом с именами попавших под санкции чиновников и бизнесменов.

Мир меняется и уже никогда не будет прежним. Санкционное право вступает в свои права медленно и неотвратимо. Одни только Соединённые Штаты имеют 30 санкционных режимов. В них как объекты присутствуют физические и должностные лица, различные государства от Ирана и КНДР до Сирии и Судана - теперь и Россия заняла там почетное лидирующее место наряду с преступными сообществами Синалоа и Якудза. Компания, конечно, так себе, но санкционных соседей к сожалению не выбирают.

Органы США, администрирующие санкции, не делают послаблений никому, и даже прекрасный мир спорта не освобождён от них. За контакты с мексиканским наркобароном и отмывание денег в его интересах капитан сборной Мексики по футболу Рафаэль Маркес угодил под санкции США. Во время отгремевшего в 2018 году в Москве чемпионата мира по футболу его поселили и даже кормили отдельно от команды. После одной из игр он должен был получить приз как лучший игрок матча. Однако спонсор наотрез отказался иметь что-нибудь общее с лицом из санкционного списка и приза виртуоз мяча так и не увидел.

В ноябре 2015 года Кирсан Илюмжинов, экс-глава Калмыкии и глава ФИДЕ, контактировавший по его собственным словам с инопланетянами, также попал в санкционный список США за вступление в отношения с запрещёнными лицами - сирийскими. Невзирая на трудности в виде невозможности попасть в США и ряд западных стран, Илюмжинов на волевых продержался главой ФИДЕ ещё около трех лет, пока его санкционный статус не стал тяготить уже совсем всех вокруг. В первую очередь саму ФИДЕ, у которой банк перестал принимать платёжные поручения, подписанные Илюмжиновым.

Для бездушной санкционной машины неважно, кто ты. Поэтому сегодня ты можешь быть олимпийской чемпионкой, всемирно известной фигуристкой, твоё шоу может гастролировать по всему миру и все мечтают сделать селфи с тобой, но уже завтра география гастролей может ограничиться прекрасным Хабаровском и великолепной Костромой, банк потребует закрыть счёт, а Instagram заморозит твой аккаунт с фото dolce vita. Причиной будут твои, казалось бы, вполне обычные действия, связанные например с какими то яркими политическими заявлениями или приобретением активов - например акций или паёв.

Итак, для понятного и очевидного примера покопаемся в прессе и вот, что найдём: в далёком перестроечном 1989 году при доживающем последние мгновения Советском Союзе в Крыму был учреждён производственный кооператив с загадочным названием «Галит». До 5 сентября 2014 года он работал по законам Украины, пока в том же Крыму не была обнаружена Святая Корсунь и кооператив не был перерегистрирован как российское юридическое лицо. 28 ноября 2018 года число кооператоров изменилось: пай размером 16,66% был зарегистрирован на имя некой Татьяны Александровны Навки - полной тёзки олимпийской чемпионки по фигурному катанию и жены пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. За месяц до этого кооператив получил крупный контракт на поставку технической соли для ГУП «Крымавтодор» как единственный подавший заявку поставщик. Сумма контракта составила 25,9 млн рублей.

Криминального в этом ничего нет, в конце-концов она не госслужащая и может заниматься бизнесом в любых вариациях и формах, если бы несколько санкционных «но», которые ни Татьяна Навка ни её юристы странным образом не проверили и не учли.

Ещё год назад стало известно, что пресс-секретарь президента России, попал в так называемый «Кремлёвский доклад», получил особую метку санкционной токсичности, а исходя из своего высокого статуса до пресловутого доклада, практически сразу после свадьбы снабдил супругу другим своим статусом - политически значимого лица (PEP). Ее имя появилось в базе данных World-Check 7 сентября 2015 года, аккурат через пять недель после торжественной церемонии бракосочетания в Rodina Grand Hotel & SPA в Сочи.

А ещё недавно в публичном пространстве появилась информация, что Татьяна Навка не только якобы не заплатила налог с проданных в Нью-Йорке апартаментов, но и скрыла от властей РФ и США открытие счетов в Banque Internationale à Luxembourg. Не известно правда это или нет, но для санкционного права это не важно, последствия в виде отвественности могут начать наступать и после «просто информации СМИ», исходя из медиа индекса этого СМИ или из его значимости. Условные The Wall Street Journal, The Financial Times, Ведомости, Коммерсантъ и РБК как информационные площадки будут намного весомее с точки зрения возможных санкционных последствий, чем Комсомольская правда или Парламентская газета.

Всё это говорит о беспрецедентной открытости информации в современном мире, где всё видно, как на ладони, и о невероятной мощи этой самой информации. И ещё это говорит о том, что потенциально к той же Татьяне Навке скоро могут возникнуть сначала крайне неудобные вопросы, а за ними могут наступить и негативные санкционные последствия.

Общеизвестно, что Крым находится под санкциями - пятилетнюю годовщину этого вся политическая элита крайне скупо отмечала не так давно. Американским лицам запрещено в обход правительства Украины приобретать там бизнес-активы. За вхождение американских резидентов в «отжатые» у украинских собственников активы грозят санкции. Уже самый первый из так называемых «антироссийских» указов Барака Обамы № 13660 от 06.03.2014 говорит об этом прямо в своей преамбуле: «все, кто участвует или вносит вклад в присвоение украинских активов представляют собой угрозу национальной безопасности США и внешним сношениям США» и поэтому подлежат привлечению к ответственности. Один из ярких примеров такой реакции американских властей - это попадание под санкции ИФД «КапиталЪ» и его гендиректора Ольги Плаксиной в июне 2017 за покупку санатория Riviera Sunrise Resort & Spa в Алуште.

Сама Татьяна Навка пока, к её счастью, не находится под санкциями США, ЕС или иной юрисдикции и даст ей Бог может быть и не будет. Однако она по некоторым сведениям из тех же СМИ предположительно является или являлась гражданкой или налоговым резидентом США, а это значит при добровольном или нет возвращении на свою вторую родину к ней совершенно точно могут возникнуть вопросы у американских Минфина, Службы внутренних доходов (налоговой) и, возможно, у прокуратуры. Ведь нарушение профильного санкционного закона США грозит штрафом до 1 миллиона долларов США, тюремным заключением до 20 лет или и то, и другое вместе.

Помимо всего этого есть и ещё неудобное обстоятельство: в качестве должностного лица Российской Федерации 29.01.2018 её муж под номером 6 попал в Приложение 1 к «Кремлёвскому докладу» как близкий к режиму Путина. Это значит, что в американском OFAC на него была заведена папка. В эту папку старательные сотрудники этого подразделения Минфина систематически подшивают все новости о делах фигуранта, полученные из открытых источников. Не гнушаются сотрудники OFAC и обращением в российский ЕГРЮЛ и ГАС Правосудие. Это требование статьи 241 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). Минфин должен обновлять информацию о продолжении занятия лицом своей должности; о близости к правящему в РФ режиму; фактах коррупции с учётом лица; о положении родственников (включая довольно дальних). Вторая цель – проследить, не обходит ли лицо санкции; не записывает ли свои активы на родных и не вкладывает ли доходы от коррупционной деятельности или «торговли влиянием» в недвижимое имущество, бизнес или иные активы.

В общем, как говорится, ничего личного, просто к 2019 году мир вошел в эпоху тотальной прозрачности и быстрой токсичности.

Что же происходит на самом деле? Швейцарское отделение вышеупомянутого Banque Internationale à Luxembourg наверняка предоставляет американским налоговым властям полную информацию об операциях Навки, если они существуют, разумеется. В свою очередь американский Минфин в режиме реального времени отслеживает все долларовые платежи Татьяны Навки и всех её многочисленных родственников по всем линиям. Папка копится и пухнет от бумаг. Не остаются в стороне и комплаенс-отделы банков, вроде того же Banque Internationale à Luxembourg – при возрастающей токсичности владелицы счёта, они скорее всего заваливают её запросами о совершённых переводах, как недавних, так и в прошлом. Деньги любят тишину, и чем проблемнее в публичном поле становится клиент, тем проще для банка будет закрыть счёт. Совершить крупные покупки за наличность в Европе тоже не получится. Её там больше не принимают. В том числе благодаря сыну осужденного премьера Молдавии Филата, который расплатился за Бентли и пентхаус в Лондоне наличностью, но потом, к сожалению, не смог объяснить, откуда же она взялась.

Дело в том, что у 100 государств мира есть с США договор о выдаче. По делам публичного обвинения, куда относятся налоговые претензии, коррупционные преступления, нарушение или несоблюдение санкционных предписаний США и т.д., уголовное производство начинается без уведомления обвиняемого. И если после этого американский суд утвердит обвинительное заключение, то не исключена вероятность выдачи условной Навки прямо с фешенебельного курорта Сардинии или Турции. Хотя Италия одна из немногих стран, внешне дипломатически благоволящих к России, но при лёгком давлении США скорее всего быстро дрогнет и сопротивляться не будет. Про Турцию рассуждать много не будем, ибо как говорится в пословице: «восток - дело тонкое», правда, как добавляют знатоки, «не тоньше купюры».

Ситуация вокруг Татьяны Навки наглядно демонстрирует, что при таком триедином статусе: PEP-одной ногой под санкциями-под прицелом налоговых органов США, о своих бизнес-решениях, вложениях и планах нужно консультироваться не только у мужа, бизнес-тренера или подруги по беговой дорожке в WorldClass. Практически все свои значимые бизнес и все публичные действия уже давно необходимо совершать с оглядкой на санкции и свою ситуацию, иначе есть высокий риск остаться под санкциями навечно и завести туда же свою компанию во всех смыслах этого слова и со всеми правовыми последствиями.

Санкции – это чёрная метка, причём планетарного масштаба. Никто из западных партнёров не захочет продолжать отношения с попавшим в санкционный список, даже если это мировая суперзвезда. Им гораздо важнее отношения и связи с первой экономикой мира, чем с российским подсанкционным лицом, пусть даже вполне заслуженным и симпатичным.

Кстати, из последней налоговой декларации заслуженной фигуристки всё-таки исчезла квартира в США площадью 126 кв. м, которая согласно декларации за 2017 г. находилась в её собственности. Видимо, это говорит о том, что кто-то начал считать правовые риски. Вопрос только в том насколько глубоко и серьёзно.

Антон Именнов, адвокат, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper

Источник