Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Мария Николаева о регулировании движения на гироскутерах и электросамокатах

Передвигаться на электросамокатах, гироскутерах и моноколесах можно будет по велодорожкам, тротуарам или по правому ряду дороги. Скорость на тротуаре не должна превышать 20 км/ч. Такие поправки в Правила дорожного движения разрабатывают Госавтоинспекция и Минтранс. Эксперты удивлены: непонятно, кто и как будет ловить нарушителей, – номерных знаков на таких средствах передвижения нет, а соседство с пешеходами на тротуарах опасно и чревато серьезными травмами.

«Кто они – пешеходы, автомобили, велосипеды или мопеды?»  – спрашивала в ходе слушаний в Мосгордуме в мае текущего года московский депутат Инна Святенко. Некоторые самокаты разгоняются до 40 км/ч, отмечала она.

Ответ на этот вопрос у властей, видимо, появился сейчас. Самокаты обычные и на электротяге, моноколеса, сигвеи, гироскутеры, а также скейты, роликовые коньки – это средства индивидуальной мобильности. Такой термин может быть внесен в ПДД, рассказал в эфире «Коммерсантъ FM» начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин.

Ездить на таких средствах придется по велодорожкам, а в их отсутствие – по тротуарам. В последнем случае скорость не должна будет превышать 20 км/ч. Если не окажется ни того, ни другого, обладатель электросамоката или гироскутера сможет выйти и на дорогу, но ехать ему придется только по правому ряду, как и велосипедистам.

Пешеход пешеходу враг

Допустимую скорость для движения по тротуарам 20 км/ч эксперты называют очень высокой. При столкновении на такой скорости обычный пешеход и тот, кто едет на электросамокате или каком-то другом портативном электротранспорте, могут получить серьезные травмы.

«Большинство наших тротуаров по своим габаритам изначально не учитывают возможность передвижения на каких-то средствах, при этом 20 км/ч – скорость вполне приличная, что создает опасность как для пешеходов, так и для самих владельцев средств индивидуальной мобильности», – говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Мария Николаева.

Из-за участившихся случаев травматизма и даже смертей в результате столкновений водителей электросамокатов с пешеходами во многих городах США ввели запрет на езду по тротуарам, рассказывает адвокат из юрфирмы «Юст» Артем Кофанов. «Центр по контролю и профилактике заболеваний США в прошлом году пришел к выводу, что 20% травм головного мозга в США происходят в результате таких столкновений. Описаны случаи, когда подростки ездят на огромной скорости на электросамокатах, уставившись в смартфоны, не глядя на дорогу перед собой, и сбивают пожилых людей. Зачастую это заканчивается тем, что подросток скрывается с места происшествия, чтобы избежать ответственности, а сбитый пожилой человек умирает от полученной травмы головного мозга», – говорит он.

Идея ввести ограничение максимальной скорости езды по тротуарам обречена на провал, единодушны эксперты. Самое главное, не ясно, кто и как это будет контролировать. «Если разрешить ездить на самокатах по тротуару со скоростью не более 20 км/ч, то необходимо, чтобы кто-то это неустанно контролировал. Придется на каждую улицу поставить сотрудников ГИБДД, которые только и будут заниматься тем, что с радарами следить, с какой скоростью граждане ездят на самокатах по тротуару», – говорит Артем Кофанов.

На это же обращает внимание депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. «Кто будет замерять скорость? Сотрудники ГИБДД будут караулить, когда на тротуаре появится нарушитель на самокате? Зачем писать мертворожденную норму? Мы зайдем в тупик на этапе правоприменения», – удивляется он.

Ловить нарушителей с помощью камер тоже невозможно – на портативном электротранспорте нет госномеров. С собой документов у людей, передвигающихся на таких устройствах, может не оказаться, придется везти их в отделение для установления личности, описывает депутат перспективы реализации идеи Минтранса.

Кроме того, напоминает Лысаков, у нас сейчас не штрафуют водителей, которые превысили разрешенную скорость на 20 км/ч, напоминает парламентарий. Получается, что можно будет ездить по тротуарам со скоростью 40 км/ч.

На тротуар не пускать

Самым лучшим решением был бы запрет на езду по тротуарам на электросамокатах, гироскутерах и тому подобных устройствах, полагают юристы. Такой запрет целесообразен для любых средств передвижения, будь то электросамокаты или велосипеды, говорит Артем Кофанов. С ним согласен адвокат из коллегии «Де-юре» Антон Пуляев, по мнению которого, инициатива Минтранса, наоборот, может спровоцировать резкий рост числа происшествий с участием таких средств, а также увеличение риска причинения вреда здоровью пешеходов.

Помимо этого, стоило бы и ограничить круг лиц, которые могут ездить на таких устройствах, рекомендуют опрошенные. Сейчас в России нет никаких курсов, экзаменов, инструктажей по безопасности управления портативным электротранспортом, как не существует и возрастных ограничений, объясняет Артем Кофанов. Тот, кто приобретает такую технику – а это очень часто подростки, – не проходит никакого инструктажа по безопасности, никакого обучения.

Нужно вводить специальные разрешения для управления индивидуальными средствами передвижения, а также запретить ездить на них до определенного возраста, считает партнер Law & Commerce Offer Антон Алексеев. Альтернативой, по его словам, может стать технический регламент, обязывающий производителей конструктивно ограничивать максимальную скорость таких средств передвижения.

Такую технику стоило бы уравнять с автомобилями, полагает Артем Кофанов. Тогда управлять ею могли бы лишь имеющие водительские права, а езда по тротуару считалась бы нарушением.

Сейчас никаких ограничений на управление портативным электротранспортом нет. И некоторые выезжают на нем на дороги. Около года назад в Сети разошелся ролик, как молодой человек на Кутузовском проспекте, маневрируя в потоке машин, едет наравне с ними – со скоростью около 60 км/ч. И такие случаи неединичны – некоторые готовы использовать мощность своих самокатов по полной.

Однако с точки зрения ПДД управляющий электросамокатом на проезжей части или на тротуаре, пусть даже на скорости 60 км/ч, считается пешеходом. «Если человек на электросамокате выедет на разделительную полосу на Кутузовском проспекте, юридически эта ситуация ничем не отличается от ситуации, при которой обычный пешеход выбегает на проезжую часть», – говорит Артем Кофанов.

В случае наезда на самокат на проезжей части дороги или на разделительной полосе отвечать будет водитель, так как автомобиль является источником повышенной опасности и ответственность наступает независимо от наличия вины его водителя, говорит адвокат Мария Николаева. «Но если будет доказано, что потерпевший допустил грубую неосторожность, а вина непосредственно водителя автомобиля в ДТП отсутствовала, размер суммы возмещения вреда должен быть уменьшен», – отмечает она.

Самому же «пешеходу» на моноколесе или электросамокате может грозить только штраф 500 рублей. Водителю автомобиля или мотоцикла может грозить уголовная ответственность, если такой пешеход в результате ДТП получит тяжкий вред здоровью или погибнет. Однако, по словам Марии Николаевой, обязательное условие для такого наказания – нарушение ПДД самим водителем, например, превышение скорости, езда по разделительной полосе.

Пешеход, которого сбил едущий на самокате или моноколесе, вряд ли без суда сможет получить компенсацию вреда здоровью. «В случае столкновения гражданина на самокате с другим пешеходом ответственность будет такая же, как если бы один пешеход на бегу врезался в другого пешехода. Взыскать компенсацию можно будет, только подав гражданский иск», – объясняет Артем Кофанов.

С виновного можно попытаться взыскать материальный ущерб, например, за поврежденные вещи, одежду, затраты на лечение и приобретение лекарств, утраченный заработок и компенсацию морального вреда, говорит Антон Алексеев. Но при этом владелец самоката может вообще быть освобожден от выплаты компенсации, если докажет, что столкновение произошло не по его вине – например, пострадавший резко изменил направление движения по тротуару, уточняет Кофанов.

Мировой опыт

Из-за популярности индивидуальных средств передвижения с аналогичными проблемами безопасности самих «водителей» таких устройств и окружающих их людей столкнулись многие страны. «Передвижение на гироскутерах по тротуарам запрещено, например, в Нью-Йорке, в Великобритании их использование долгое время было допустимо лишь на частной территории, но не для движения в публичных местах по тротуару или на дорогах», – рассказывает Мария Николаева.

Передвижение на электросамокатах по тротуарам запрещено во Франции, Великобритании, Испании; в Калифорнии движение на электросамокате требует наличия лицензии и ездить разрешено лишь на дорогах со скоростью до 25 миль в час. Во Франции планируется разрешить передвигаться на таких устройствах по велодорожкам и небольшим улицам.

Во многих странах ограничена максимальная скорость для электросамокатов. Например, в Германии и Швеции – до 20 км/ч, в Бельгии – до 25 км/ч, в Италии было запланировано введение ограничения до 6 км/ч в городе, говорит Мария Николаева.

Источник