Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Константин Добрынин прокомментировал доклад «Принципы и гарантии адвокатов»

Российский сенатор Александр Башкин представил в ПАСЕ доклад под названием «Принципы и гарантии адвокатов», в котором говорится о проблемах, с которыми сталкивается большая часть защитников на Европейском континенте, в том числе в РФ. В докладе предлагается рассмотреть вопрос о разработке Европейской конвенции о правах адвокатов, поскольку нынешние международные механизмы их защиты не имеют обязательной силы. Юристы давно настаивают на том, чтобы их сделали сильной стороной в процессе, обеспечив декларируемый принцип равноправия сторон.

В докладе, представленном на дистанционном заседании комиссии ПАСЕ, сказано о нарушениях профессиональных прав адвокатов на Европейском континенте. Отмечаются, например, неоднократные жалобы российских юристов на неправомерные попытки правоохранителей оценить размер гонорара адвокатов и ограничить его выплату. Защитников вызывают на допросы, чтобы вывести их из дела, или им отказывают в доступе к информации, имеющей отношение к делам их клиентов, что нарушает принцип равенства сторон и приводит к несправедливому судебному разбирательству. Часто игнорируется свобода адвокатов на выражение своего мнения в судах. Помимо прочего, «одним из наиболее типичных примеров злоупотреблений является нарушение конфиденциальности общения адвоката с доверителем», говорится в документе. В целом же сделан вывод о необходимости принятия некой Европейской конвенции о профессии адвоката, которая обяжет страны соблюдать права и гарантии представителей этой профессии.

Вопрос о необходимости принятия такого документа обсуждается адвокатским европейским сообществом уже три года, рассказала «НГ» адвокат, управляющий партнер «Проценко и партнеры» Татьяна Проценко. Еще в январе 2018-го члены ПАСЕ утвердили соответствующую рекомендацию – о разработке Европейской конвенции о профессии юриста. А необходимость ее принятия, как говорит юрист, «связана прежде всего с ролью адвоката в системе правосудия, который является посредником между обществом и судом и играет ключевую роль в поддержании доверия населения к судебной системе».

Существующие на сегодняшний день международные акты, регулирующие деятельность адвокатов (рекомендации комитета министров СЕ о свободе осуществления профессии адвоката, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Европейская хартия основополагающих принципов юридической профессии, Туринские принципы профессионального поведения для юристов в XXI веке, Стандарты независимости юрпрофессии, Международные принципы поведения для юристов), носят скорее рекомендательный характер. И зачастую игнорируются на практике. Многочисленные нарушения этих норм говорят об отсутствии механизма контроля за вмешательством государства в деятельность адвоката, подчеркнула собеседница «НГ». Новая конвенция, с ее слов, должна, в свою очередь, «предусмотреть прежде всего такие гарантии, как доступ адвоката к доверителю и конфиденциальность беседы с ним, защита адвокатской тайны и защита юристов от незаконного преследования».

По словам юристов, предложение Башкина ценно и актуально для адвокатского сообщества. «Мы обсуждали с сенатором идеологию акта на протяжении года и помогали с подготовкой доклада для ПАСЕ», – рассказал, в свою очередь, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Константин Добрынин. То, что доклад прозвучал именно сейчас, говорит он, с одной стороны, хорошо. Но с другой – тревожно, поскольку российская адвокатура находится на прицеле правоохранителей. За последние года четыре преследование адвокатов в РФ стало неким мейнстримом, а нынешний год характеризуется еще большим разнообразием способов воспрепятствования адвокатской деятельности со стороны правоохранительных органов, спецслужб и судов. «Нарастающей агрессивностью этого воспрепятствования, в том числе – путем уголовного, дисциплинарного и имущественного преследования адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью, а также искусственными попытками раздробить адвокатское сообщество и насадить в нем привычки, чуждые адвокатам и присущие правоохранителям», – сказал «НГ» Добрынин. Потому при явном доминировании репрессивного начала в российском законодательстве и правоприменительной практике начало дискуссии об этой конвенции является «весьма смелым шагом, который мы поддерживаем».

Как рассказал «НГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев, идея подписания конвенции «характеризует отмеченную еще в конце 70-х годов прошлого века тенденцию закрепления в национальных конституциях и на международно-правовом уровне основных принципов общественного устройства, отражающих базовые культурные ценности современной цивилизации». Гарантия прав на квалифицированную юрпомощь как часть принципов справедливого правосудия относится к таким ценностям.

Эксперт напомнил, что идея закрепления в российской Конституции этих основ и даже простого обозначения адвокатуры как общественного института, обеспечивающего реализацию таких гарантий, не нашла поддержки у законодателей. Более того, подчеркнул Толчеев, правоприменительная практика демонстрирует, что конституционное право на получение квалифицированной правовой помощи зачастую может быть ограничено надуманными предлогами и искусственными помехами. Реальность такова, что к адвокату, позволившему себе не согласиться и настаивать на соблюдении закона, может быть применено насилие и даже уголовное преследование. «Отсутствие надлежащей реакции национальной судебной системы на подобные нарушения способно поставить под сомнение соответствие приговоров и решений судов признанным стандартам справедливого правосудия», – сказал Толчеев. «Принятие международно-правового акта, обязательного для России и содержащего не только основные принципы адвокатской деятельности, но и определения таких нарушений, как незаконное вмешательство, злоупотребление правом на ограничение и другие, представляется значительным шагом в обеспечении конституционных и международно-правовых гарантий защиты прав человека», – подчеркнул собеседник «НГ».

Также и адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро LOYS Денис Пучков считает, что доклад российского сенатора очень важен для российской адвокатуры, тем более что проблемы адвокатуры озвучивались им и ранее – на площадке «Ковалевских чтений» в этом году. Среди обсуждавшихся злоупотреблений – нарушение конфиденциальности работы адвокатов и их отождествление с преступниками и криминализация гонораров. «Казалось бы, это разные вещи, но на самом деле все они – звенья одной цепи, демонстрирующие отношение к профессии адвоката. Можно даже предположить, что сегодняшняя борьба с адвокатурой стала одним из методов борьбы с преступностью, что недопустимо», – заявил собеседник «НГ». Сам он считает, что нужно глобально подойти к обозначенной проблеме и сделать адвокатуру абсолютно равным участником процесса правосудия, устранив крен в сторону обвинения. А для этого нужно предоставить стороне защиты полноценную возможность проводить адвокатские расследования, включая допросы свидетелей и перекрестный допрос потерпевших. А доказательства, добытые в ходе адвокатского расследования, должны приниматься как надлежащие. На сегодняшний день, посетовал эксперт, все иначе: существует статья за воспрепятствование правосудию, по которой периодически привлекаются адвокаты за их активную деятельность. 

Источник