Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Екатерины Тягай о просветительской деятельности

Закон о просветительской деятельности вступил в силу несмотря на протесты научного сообщества. Под этим, как сказано в документе, понимается любая передача знаний, навыков и опыта. Кроме того, по закону просветительскую деятельность нельзя использовать для разжигания розни, призывов к нарушению Конституции и сообщения недостоверных исторических сведений. Кто именно сможет заниматься просвещением, должно определить правительство. Проект постановления опубликовали для общественного обсуждения. Он набрал 25 тыс. дизлайков, и его отправили на доработку. Нового проекта до сих пор нет.

И все же частично закон может применяться уже сейчас, отмечает партнер и руководитель практики «Особых поручений» коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай: «Изменения в закон вступили. Осуществлением просветительской деятельности могут заниматься как специальные организации с государственным участием, так и физические, и юридические лица,. Но в довольно короткие сроки в любом случае ожидается принятие специального подзаконного нормативного акта, который представит алгоритм действий государственных органов в части регулирования этой просветительской деятельности. Уже сейчас есть норма, которая не допускает использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной розни, для агитации, запрещенной российским законодательством.

Опять же речь идет о том, что порядок, условия и форма осуществления просветительской деятельности, а главное — контроль за ней — для нас самая чувствительная часть. В будущем должны быть установлены постановлениями правительства. Де-факто и де-юре контроль уже должен производиться, но порядок его осуществления нужно дополнительно прописать и предусмотреть. К сожалению, такая ситуация с принятием нормативных актов в России, да и во всем мире бывает. Учитывая, как много внимания уделяется этому закону, я думаю, что в скором времени стоит ждать дополнительных актов.

Из этого проекта было совершенно очевидно, что это попытка зарегулировать саму просветительскую деятельность и таким образом повлиять на доступ к информации, которая является одним из самых больших достижений и ценностей с момента развития интернета.

При этом мы понимаем, что формулировки очень абстрактная — под просветительской деятельностью можно понимать распространение фактически любой информации, которая позволяет людям расширить свои знания, умения и навыки. Все это с политизированной точки зрения попадает в зону беспокойства со стороны органов российской власти. Сам этот подход, безусловно, противоречит просвещению и просветительской деятельности».

В проекте, который подготовило правительство, говорилось, что просвещением запретят заниматься иностранным агентам. В целом документ касался только учреждений науки и культуры. При этом, чтобы, например, выступить перед студентами, приглашенный лектор должен заключать договор и иметь двухлетний опыт просветительской деятельности. Блогеров, которые занимаются этим в интернете, требования, похоже, не касаются, говорит астрофизик, профессор Российской академии наук Сергей Попов. Но формулировки правил очень размыты. И неясно, насколько сильно изменится документ после исправления. «Было очень много смущающих пунктов. Ключевых, на мой взгляд, два: первый — приравнивание всех участников просветительской деятельности по требованиям, по сути, к педагогическим работникам. Второй — это требование договоров при любых выступлениях в учебных заведениях.

Есть и другие пункты — странный двухлетний стаж, запрет на просветительскую деятельность для тех, кому нет 18 лет. Я готов согласиться с замминистром, который говорил, что это не касается самодеятельного блогера. Но, с другой стороны, меня очень смущает формулировка, потому что непонятно, кто осуществляет деятельность в сфере культуры, а кто нет. Пока непонятно, что может грозить человеку, который нарушает правила, описанные в этом постановлении, потому что вначале появляются поправки в федеральный закон, а потом — подзаконные акты и так далее. Если постановление каким-то образом перепишут, то там точно останутся пункты про образовательные учреждения и иностранных агентов.

Все-таки основная цель — не допустить определенный круг людей в образовательные учреждения.

Это было предметом всей риторики сторонников поправок, но, вероятнее всего, останется много чего еще. Кажется, что мы удивительным образом приблизились к моменту, когда государство хочет монополизировать популяризаторскую деятельность»,— отмечает Попов.

Авторы законопроекта пообещали учесть критику научного сообщества и заявили, что новый документ подготовят примерно за полтора месяца.

Илья Сизов

Источник