Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Алексея Добрынина об освобождении чиновников от ответственности за коррупционные преступления

Совет Госдумы сегодня принял к рассмотрению законопроект об освобождении чиновников, депутатов, судей и других представителей власти от ответственности за коррупционные нарушения, совершенные вследствие не зависящих от них обстоятельств. Что известно об этой инициативе и можно ли считать ее смягчением антикоррупционного законодательства — в материале «МБХ медиа». 

Непредсказуемые обстоятельства

Правительство внесло в Госдуму законопроект, освобождающий в ряде случаев чиновников от ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, еще 18 декабря. Однако, как сообщил «Коммерсантъ», его рассмотрение было перенесено на 2021 год. В середине января профильный комитет Думы по безопасности и противодействию коррупции одобрил документ и предложил принять его к дальнейшему рассмотрению. Сегодня это решение утвердил совет нижней палаты парламента. Первое чтение планируется провести уже в марте этого года. Так как инициатором законопроекта выступает правительство, сомнений в том, что документ будет принят, нет. 

Из пояснительной записки к документу следует, что поправки были подготовлены в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Законопроект предполагает освобождение чиновников от ответственности, если несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействии коррупции, будет признано следствием не зависящих от них обстоятельств. 

«К таким обстоятельствам, в частности, относятся: стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления», — уточняется в пояснительной записке. 

Изменения будут внесены в несколько профильных законов и касаются широкого круга госслужащих — от судей и депутатов всех уровней до сотрудников таможни и членов избиркомов. 

Избыточная норма

Определять, действительно ли госслужащий не мог не нарушить антикоррупционное законодательство по не зависящим от него причинам, будет отдельная комиссия. 

«Она будет отвечать за установление причинно-следственной связи между возникновением таких обстоятельств и невозможностью соблюдения соответствующих ограничений: только при наличии этой связи чиновник может избежать ответственности. Также в пояснительной записке сказано, что служащий должен в течение месяца со дня прекращения действия этих обстоятельств снова начать соблюдать указанные антикоррупционные ограничения, запреты и требования, — пояснил Егор Редин, управляющий партнер юридической компании “Позиция права”. — Стоит отметить, что к антикоррупционным ограничениям относится не только запрет брать взятки и принимать подарки, но и, к примеру, запрет на выезд за границу, на предпринимательскую деятельность. С одной стороны, снятие запрета на выезд за границу в чрезвычайной ситуации кажется довольно разумным. С другой стороны, вряд ли можно обосновать спекуляции с иностранными ценными бумагами возникновением пожаров. 

Пока эта инициатива находится на стадии проекта, поэтому говорить о ее возможном влиянии на уровень коррупции в стране рано. Тем не менее поправки в том виде, в котором они существуют сейчас, кажутся малопонятными и сомнительными». 

Избыточным считает законопроект и управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин

«Институт освобождения от ответственности, будь то форс-мажор или иные обстоятельства так называемой непреодолимой силы, существовал всегда. К примеру, госслужащие, совершившие коррупционные преступления, несли и будут нести ответственность по всей строгости уголовного кодекса. В случае, когда в их действиях присутствуют обстоятельства, исключающие преступность деяния, они вправе на них сослаться. Также обстоят дела и с КоАП РФ: в нем предусмотрены институты “крайней необходимости” и “малозначительности”», — рассказал юрист. 

По словам Алексея Добрынина, дисциплинарные комиссии различных госструктур и ранее были обязаны учитывать все причины и факторы, избирая меру наказания. В этом отношении обсуждаемые поправки ничего нового не вносят: «Учитывая, что законопроект разъясняет ранее закрепленные законодательные институты относительно форс-мажора, то риск использования данных норм для ухода от ответственности остается прежним. Повторюсь еще раз: и раньше никто не мешал ссылаться на такие обстоятельства». 

Источник