Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Колонка Константина Добрынина о конфликте между США и Ираном

США не выше закона — они и есть закон

С первыми разрывами иранских ракет на американских военных базах, выпущенными стражами исламской революции в ответ на уничтожение генерала Сулеймани днями ранее, в русском сегменте всемирной паутины закончились наконец завывания и изыскания на тему того, по какому такому праву американцы разбомбили иранского генерала-дипломата-разведчика. Они сменились радостными восторгами диванных, телевизионных и даже юридических вояк на тему того, что теперь то, мол, завоюем и покажем всем Кузькину мать. Однако войны не случилось и, дай Бог или Аллах, не случиться, чему, конечно, надо порадоваться.
При этом, как минимум, стоит разобраться как же так вышло, что американцы спокойно ликвидировали иранского кардинала и главное сделали это абсолютно по закону. Своему, разумеется.

Давным-давно совсем в другом мире и другом времени, а точнее 14 ноября 1994 года тогдашний президент США Билл Клинтон издал Указ 12938 которым объявил распространение оружия массового поражения и средств их доставки угрозой для национальной безопасности, внешних сношений и экономики США, а для борьбы с ней ввёл в стране чрезвычайное положение.
Спустя 11 лет, 28 июня 2005 года другой президент Джордж Буш младший в ответ на бесконтрольную разработку оружия массового поражения в Иране издал другой Указ за номером 13382, который расширил степень угрозы чрезвычайного положения и обязал подчинённые себе органы исполнительной власти бороться с этой угрозой посредством санкций.
Всем субъектам, чьим личным законом является право США, разумеется, надлежало заблокировать у себя собственность, имущество, имущественные права, средства и активы лиц, которые занимаются производством, распространением оружия массового поражения (ОМУ) или средств его доставки или содействуют в этом иным лицам.

Прошло ещё два года. 25 октября 2007 года на основании этого указа Государственный департамент США включил в санкционный список США Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР). Вместе с КСИР в санкционный список попало также Министерство Обороны и перемещения вооружённых сил.

Основной целью указа 13382 была не только блокировка активов лиц, неправомерно занимающихся распространением ОМУ и их сторонников, но изоляция их от финансовой и торговой систем США.

КСИР, согласно обоснованию, сопутствующему включению в санкционный список, является авангардом вооруженных сил Ирана. Состоит из пяти отделений: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, ополчение «Басидж» и военное подразделение специального назначения «Кудс», занимающееся специальными операциями. Кроме них в состав входят контрразведка и представители Верховного лидера. КСИР управляет тюрьмами и имеет разветвлённую сеть интересов в различных сферах экономики, в том числе в ВПК, строительстве и нефтяной промышленности.
В общем, всё, что надо для просвещения и демократического развития государства в одном флаконе.

Кстати, в предверии указа несколько лидеров КСИР были включены в сводный санкционный перечень ООН в силу наказаны в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1747 от 24 марта 2007 года.
Причиной озабоченности ООН и властей США стали открытые заявления КСИР о своём желании разработать баллистические ракеты, способные нести ОМУ. Тогдашний потенциал КСИР уже состоял из баллистических ракет, которые можно легко переоборудовать под доставку ОМУ. Согласно данным американской разведки, КСИР по состоянию на конец 2007 года являлся в структуре иранского режима одним из ведущих разработчиков и испытателей ракеты «Шахаб-3». А ещё в 2006 году КСИР был уличён в попытках закупить высокотехничное и дорогостоящее оборудование, которое можно было бы использовать в иранской программе баллистических ракет и ядерных программ.

Первоначально все «чёрные» списки США вел Государственный департамент. Управление же по контролю за зарубежными активами Минфина США занималось лишь контролем над инвестициями американских резидентов в третьих странах. Миссия у OFAC ещё старого образца была проследить, чтобы американские резиденты не вкладывались деньгами во враждебные государства, а их инвестиции не ударили в итоге по самим США.

Так продолжалось до 1977 года пока не был принят Закон США «Об экономических полномочиях на случай международной чрезвычайной ситуации». Данный акт наделил президента правом выявлять угрозу экономике, гражданам или национальной безопасности США источник которой целиком или в значительной степени находится за рубежом. Для борьбы с угрозой закон наделял президента правом объявить в стране чрезвычайную ситуацию и противодействовать ей любыми экономическими средствами, включая запрет американцам на вхождение в экономические отношения с определёнными лицами, прекращение таковых, запрет торговли, инвестиций и т.д. Всё это вместе с классическим недопуском на территорию США сами американцы и начали называть «санкциями».

В середине неспокойных 1990-х в качестве основной глобальной проблемы и угрозы возник международный терроризм.
США отреагировали оперативно и содержательно. В 1996 году был принят закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни», на основании которого государственный департамент стал вправе объявить любую организацию в мире террористической.

Для этого требуется, чтобы Государственный секретарь объявил о соответствии таковой следующим трем характеристикам:
1. Организация является иностранной;
2. Организация вовлечена в террористическую деятельность;
3. Террористическая деятельность данной организации угрожает безопасности американских граждан или национальной безопасности США.
Последствия от включения в список террористических организаций на первый взгляд могут показаться не супер тревожными. В силу профильной нормы: до получения последующих указаний от министра финансов, Конгресса либо суда, финансовые учреждения, владеющие или контролирующие какие-либо активы запрещённой иностранной организации, обязаны приостановить любые финансовые операции в отношении таких активов. И казалось бы всё.

Но это только на первый взгляд. Касем Сулеймани в личном качестве также был включён в 4 санкционных списка США 11 октября 2011 года по основанию сразу 4(!) указов президентов США. То есть он представлял собой четырёхкратную масштабную прямую и явную угрозу для США: как международный террорист; как лицо, усугубляющее ситуацию в Сирии; как содействующий незаконной программе создания оружия массового поражения; и как высшее должностное лицо КСИР. А подчинённые президенту США органы исполнительной власти в силу исполнения поставленных задач по предотвращению источника даже по одной из угроз могут использовать весь возможный инструментарий. Пентагон и ЦРУ тоже относятся к подчинённым президенту США органам исполнительной власти. Иными словами — благая цель оправдывает средства. Американская концепция разделения властей дала своеобразный карт бланш исполнительной власти на обеспечение национальной безопасности США и защиту американских граждан или экономики. Даже cуществование «расстрельных списков» террористов, как мы знаем, устояло в суде Округа Колумбия (см. Al-Aulaqi v. Obama, 727 F.Supp.2d 1, 52 (D.D.C. 2010).

Поэтому шаг Государственного департамента об объявлении КСИР «террористической организации» по сути повесил на неё и всех её членов, а также лиц сочувствующих и помогающих, фактически мишень.
И с 8 апреля 2019 года, когда президент США Дональд Трамп издал распоряжение о включении Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в американский список террористических организаций, эта мишень перестала быть виртуальной, а стала очень даже реальной, в чем весь мир смог убедиться 2 января 2020 года на примере уничтожения иранского генерала.
Америка не воевать хочет, она загодя защищает свои интересы так как считает нужным и делает это максимально продуманно и юридически обоснованно. Кроме этого она максимально понятно показывает всем сомневающимся «кто тут хозяин и где его плеть» ©. Нравится это кому-то или не нравится.

Америку обвиняют в том, что она ставит себя выше международного права и не склонна соблюдать даже собственные законы, если это не выгодно Белому дому в его нынешней редакции. Но банальное изучение законодательства США, равно как и сопряженных норм международного права говорит об обратном. Вашингтон соблюдает свои законы и требует того же повсеместно, по всему миру. Это и есть глобальный правовой подход, лежащий в основе и основании претензий на роль сверхдержавы. Сила Америки — это сила закона + возможность обеспечить всестороннее и полноценное применение законодательства.
В любой точке земного шара.

Источник