Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Колонка Екатерины Тягай о ситуации с законом о домашнем насилии

Организаторы акции пригласили на митинг депутата Государственной Думы Оксану Пушкину как соавтора проекта закона о профилактике домашнего насилия, требуя, чтобы она рассказала своим избирателям, «зачем она хочет вмешиваться в их семейную жизнь». При этом Оксану уверяли, что ей ничего не будет угрожать: видимо, отказ от привычной физической агрессии кажется организаторам очень элегантным и цивилизованным.

Отношения в семье, между близкими людьми трудно описать словами, еще труднее — урегулировать юридически. Но есть отношения, которые не основаны ни на любви, ни на доверии – отношения, в которых нет равенства и свободы, а есть насилие, агрессия, злоупотребление, безразличие, страх и, к сожалению, безнаказанность.

Таких отношений не должно быть в семье, но они есть, и это значит, что в нашем обществе что-то идет не так. Каждый день на нас обрушиваются страшные новости об очередной жертве семейно-бытового насилия: убитой из ревности девушке, женщине, изувеченной за то, что она хотела подать на развод, детях, искалеченных физически и психологически за двойку в школе, попытку защитить маму или сестру.

Кажется, что всё это можно предотвратить высоким уровнем духовности и эффективно работающим уголовным законодательством. Но в условиях, когда побои в семье декриминализированы, а страну захлестнула эпидемия домашнего насилия, стало очевидно, что нужно системное решение, направленное именно на профилактику семейно-бытового насилия, а не на устранение его чудовищных последствий, когда уже поздно. На недостаточность и неэффективность существующих в России механизмов защиты от домашнего насилия этим летом указал и ЕСПЧ в ставшем печально знаменитом решении по делу Володиной

Чтобы этот прецедент не стал общей практикой, необходимо разработать и принять закон о профилактики семейно-бытового насилия. С этой очевидной идеей, полностью совпадающей с принципами семейного права и с задачами развития государственной семейной политики, выступила группа правозащитников, юристов и политиков, лицом которой стала Оксана Пушкина — заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей ГД РФ.

Был разработан документ, отражающий основные концепции будущего законопроекта. Несмотря на реакцию в обществе и СМИ, в формальном смысле законопроекта еще нет — официально в ГД РФ он не внесен и обсуждается только членами рабочей группы. Тем не менее, уже сейчас в отношении авторов проекта началась травля со стороны реакционно и экстремистски настроенных граждан, а также противников просвещения, в том числе правового.

Кстати, понятия травли и преследования как форм насилия также предлагают закрепить в законопроекте. Эффективной формой защиты от этого являются охранные ордеры, или защитные судебные предписания, которые не позволяют агрессорам представлять реальную опасность.

Оксане Пушкиной и остальным членам группы приходят угрозы, в сети организован неуклюжий кибербуллинг с помощью ботов и троллей, а на малочисленных «митингах» против закона о домашнем насилии звучат экстремистские лозунги. Все это, безусловно, требует реакции со стороны соответствующих органов, а не авторов проекта, занятых значительно более важным делом: защитой российских семей от средневековой болезни, лечение которой уже давно найдено.

Агрессия, которую мы вынуждены наблюдать, напоминает сеанс экзорцизма: как только на высоком социальном и политическом уровне начали открыто говорить о проблеме домашнего насилия и пытаться найти решения, первыми, кто начал кричать о недопустимости этого закона, стали те, кто искренне уверены, что семья держится на постулате «бьет, значит, любит». 

Демонстрируя кликушество и мракобесие, сторонники домашнего насилия обнаруживают страх перед настоящей силой — цивилизованным развитием общества в целом. Именно за это выступают авторы проекта о профилактике семейно-бытового насилия и мы — их адвокаты, ежедневно помогающие жертвам этой беды и тем, кто готов и хочет ее избежать.

Источник