Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Колонка Антона Именнова о перспективах Дональда Трампа оспорить результаты выборов президента

Дональд Трамп и его команда продолжают настаивать на том, что итоги президентских выборов в США должны быть пересмотрены. О том, какие возможности предоставляет действующему президенту национальное законодательство и как они могут быть использованы для продолжения политической карьеры миллиардера, рассказывает адвокат, управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов

Парадоксально, но главной политической новостью этого года стала не победа Джо Байдена на президентских выборах, а то, что президент США Дональд Трамп и лояльные ему республиканцы отказываются признать поражение на этих выборах. Они намерены использовать суды, чтобы добиться изменения итогов голосования. 

Можно ли, проиграв выборы в США, остаться у власти с помощью судебной системы? В эпоху Трампа ответ на этот вопрос сводит вместе политические и правовые аспекты.

Политическая суть

Огромная популярность пока еще действующего президента, поддерживающая его хорошо организованная Республиканская партия, искусно созданный образ эксцентричного «сказочного богача» и удачливого бизнесмена, а также прошлое телезвезды, наконец, собственные нарциссичные инстинкты — все это сделало неизбежным продолжение избирательной кампании 2020 года после ее формального завершения.

Знаменитость может быть коммерчески успешной только когда она интересна широкой аудитории и получает высокие рейтинги. 20 млн просмотров первого сезона «Ученика» (вышедшего в 2004 году реалити-шоу с Трампом) и более 70 млн голосов поддержки через шестнадцать лет — для Трампа это вещи одного порядка. Поэтому он будет делать все возможное для сохранения себя в публичном пространстве. Неважно, какими будут новости — главное, чтобы они поступали в СМИ, социальные сети и транслировались телевидением.

Помимо личных факторов (зависимости от публичности), у Трампа есть абсолютно прагматичные мотивы поддерживать интерес к себе. Во-первых, судя по слухам из Белого дома, действующий президент рассматривает возможность в 2024 году вновь выставить свою кандидатуру на выборах главы государства. А во-вторых, Трамп во время своего президентства не стеснялся пользоваться иммунитетом.

Законодательство и традиции США дают главе государства широчайший иммунитет от преследования. Смиряясь со своим поражением на выборах, Трамп, скорее всего, начинает испытывать еще больший шок. Что будет с многочисленными расследованиями правоохранительных органов США в отношении него сейчас, когда он готовится стать частным лицом? Точное количество расследований в отношении Трампа неизвестно, но их не меньше 12-ти. В родном для действующего президента Нью-Йорке их как минимум два. Трампа подозревают в незаконных выплатах свидетелям (женщинам, с которыми у Трампа якобы была связь), а также в уклонении от уплаты налогов компании Trump Organization. Оба расследования формально являются действующими, подробности неизвестны.

Трампа часто критиковали за то, что он вроде бы был проводником российского влияния. Удивительным образом действующий президент может в будущем последовать примеру беглых российских олигархов — представить себя политической жертвой. Правильный публичный образ для этого — ключевое условие, ведь факты неважны: основную роль играют восприятие и эмоции.

Юридическая обертка

Личный адвокат Трампа и его политический союзник Рудольф Джулиани публично заявил: «Телеканалы не определяют результаты выборов. А вот суды — да». Сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм отметил, что выборы не закончатся до тех пор, пока не будут подсчитаны все голоса и урегулированы все юридические споры. Кажется, они недооценили масштаб проблемы. США — федеративное государство, где у отдельных субъектов (штатов) и локальных органов власти есть реальная самостоятельность. В том числе и с точки зрения избирательного законодательства. Для команды юристов Трампа это означает необходимость готовить не одно «магистральное» дело (например, сразу в Верховный суд США), а пройти сначала все суды низших инстанций: от районных до федеральных и апелляционных судов. Само государственное устройство усложняет задачу оспаривания итогов или процедуры голосования. Требуется подготовить и подать множество исков. Их точное количество от республиканцев и предвыборного штаба Трампа до сих пор не подсчитано.

Наконец, при существенном отличии законодательства штатов становится проблематичной координация исков. Команда юристов Трампа только начала работать над этим, потеряв драгоценное время. Соединенные Штаты должны определиться с победителем выборов до 8 декабря. В противном случае начинаются сложные процедуры с участием Конгресса, которые не приведут к желаемому для республиканцев результату. В любых действиях, связанных с подсчетом голосов выборщиков, важную роль играет Палата представителей, где прочное большинство у демократов.

Уже сейчас можно выделить главные требования республиканцев: еще до объявления итогов выборов в отдельных штатах они требовали пересчета голосов, а затем стали предъявлять претензии к процедуре выборов, которая, на их взгляд, нарушала закон, так как позволяла учитывать голоса, которые при нормальном сценарии должны быть признаны нелегитимными и не учитываться при итоговом подсчете. В основном речь идет о бюллетенях, поданных по почте, которых в этом году было подано рекордное количество — более 65 млн. В результате масштабной и планомерной кампании по привлечению к голосованию через почту, которую вела команда Байдена, таким способом в этом году больше голосовали демократы.

К 15 ноября ни в одном из судов юристам Трампа или республиканской партии не удалось добиться существенных достижений.

Пенсильванский стандарт

В 2000 году судьба президентства решалась только во Флориде (речь идет о оспариваемых результатов выборов 2000 года, в которых участвовали Альберт Гор и Джордж Буш-младший — Forbes). Двадцать лет спустя невозможно назвать штат или суд, который зафиксирует (или отменит) победу демократа Байдена, но с точки зрения дальнейших правовых перспектив исков наиболее интересно выглядит Пенсильвания.

Еще до 3 ноября один из окружных судов Пенсильвании отказался признать изменения в процессе голосования из-за коронавируса несоответствующими избирательному законодательству и Конституции  (снижение требований к подлинности подписей, дополнительные участки для голосования). Некоторые иски республиканцев уже дошли до Верховного суда США, который с ними частично согласился. Команда Трампа просила Верховный суд отделить бюллетени, полученные после дня голосования 3 ноября, от пришедших вовремя. Очевидная цель истцов — добиваться аннулирования бюллетеней, полученных после завершения дня голосования. В большинстве случаев почтовое голосование сильно благоприятствует демократам.

Судья Верховного суда США Сэмюль Алито временно разрешил отделить запоздалые бюллетени, однако это предварительное решение. Оно не затрагивает сути требования республиканцев. Но даже такая процессуальная победа была преподнесена Трампом как значительное достижение и признак будущего триумфа в Верховном суде США. Пока Верховный суд не принял решения по этому поводу. Вероятно, что оно будет не в пользу Трампа, либо не повлияет на итоги выборов в этом штате.

В Пенсильвании Байден получил примерно на 45 000 голосов больше Трампа. В штате просто не наберется столько «запоздавших» бюллетеней, чтобы изменить итоги голосования. Ситуацию в Пенсильвании с попыткой оспорить процедурные элементы голосования и признать недействительными отдельные бюллетени можно с большим количеством оговорок распространить на другие штаты, где разрыв между Трампом и Байденом оказался минимален: Джорджию, Мичиган, Неваду и Аризону. Скорее всего, в отдельных случаях — в зависимости от степени проработки иска и масштаба предполагаемых нарушений — Трампу удастся добиться точечных успехов. По-настоящему независимое состязательное правосудие не поддается прогнозированию. Зная, как работают американские суды, можно ожидать сюрпризов.

На помощь же Байдену придет простая арифметика: за него проголосовало большее количество американцев. Именно они «спасут» демократа от возможного уничтожения его голосов судами. Невозможно аннулировать миллионы голосов.

Что дальше?

На всем протяжении своего правления Трамп хвастался ростом фондового рынка, ставя это себе в заслугу. Как оказалось, рынок может расти и после новостей о вероятной победе 78-летнего демократа Байдена. После 3 ноября рынки не реагируют на новости об исках команды Трампа. Вместо этого основное внимание уделяется разработкам вакцин от коронавируса и заявлениям победившего кандидата от демократов. Из этого можно сделать вывод, что бизнес-сообщество считает политические риски исков минимальными.

На прошлых выборах в уже далеком 2016-м СМИ не любили Трампа в целом — его изображали опасным и эксцентричным фриком, и вся машина пропаганды, кроме, пожалуй, Fox News, дружно работала против него, что в конечном итоге дало обратный эффект. Американцы не привыкли к пропаганде и отреагировали на давление и промывку мозгов, избрав Трампа президентом вопреки и назло истеблишменту. 

Но на выборах в 2020-м случилось парадоксальное: Трамп подошел к окончанию своего президенства в образе потенциального диктатора с иммунитетом и при этом нажил за четыре года максимально много врагов в СМИ, даже дружественных ему ранее. И они сработали слаженно. Фактически из Трампа слепили Зюганова образца 1996 года, когда всем жителям России был предложен Ельцин как единственная защита от коммунистического реванша.

Однако игра не окончена. Трамп останется президентом США до 20 января 2021 года. Он приложит все усилия, чтобы никто об этом не забыл. А дальше шоу под брендом «Трамп» и символическая красная бейсболка MAGA (Make America Great Again — лозунг первой кампании Трампа «Сделаем Америку великой вновь») могут дать надежду почти половине голосующего населения политически расколотой страны на возврат к былому величию Америки в 2024 году.

Уже сейчас Трамп довольно умело сыграл на том, что Байден левый социалист, и под этим соусом, например, выиграл Флориду — ровно потому, что живущая там кубинская диаспора боится слова «социализм» как огня и не видит разницы между социализмом и социально ориентированным государством. Теперь у него впереди четыре года, чтобы развить эту тему, усугубляя аналогию между Байденом и лидерами позднего СССР периода полураспада.

На самом деле Трамп проиграл сражение, но не войну. Его новая избирательная и одновременно оборонительная кампания началась уже сейчас.

Источник