Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Екатерина Тягай об отказе в перевозке Навального в Германию

В России нет специального закона, который детализирует процедуру транспортировки пациента  родственниками в другие, в том числе иностранные, медицинские учреждения. Это дает возможность российским врачам отказывать в таком перемещении даже без какой-либо внятной аргументации, пояснила Znak.com партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай, комментируя ситуацию с отсутствием у супруги оппозиционера Алексея Навального Юлии возможности вывезти мужа на срочное лечение в Германию из клиники в Омске, куда он был доставлен в четверг в бессознательном состоянии.

По словам Тягай, в медучреждениях руководствуются Порядком оказания скорой медицинской помощи и Правилами эвакуации пациентов (утверждены приказом Минздрава от 20 июня 2013 г. № 388н), однако эти документы содержат лишь общие указания на виды такой помощи. 

«Таким образом, на практике остается неясно, при каких условиях пациента могут забрать родные: каково должно быть состояние больного, кто может сделать это и на каком основании? События этой недели показывают, что иногда и лечащий врач может отказать родственникам в транспортировке пациента без какой-либо внятной аргументации», — сказала адвокат.

Екатерина Тягай напомнила, что по закону каждый пациент имеет право на отказ от медицинского вмешательства. Это право позволяет пациенту законно покинуть больницу, предлагающую ему лечение, и направиться в другое медицинское учреждение независимо от мнения врача, консилиума или руководителя больницы. Но в некоторых исключительных случаях медицинское учреждение может продолжить лечение пациента, даже если он или его законные представители хотят от него отказаться. 

«Если существует угроза жизни пациента или если состояние пациента опасно для окружающих (например при заражениях или токсических отравлениях), лечащие врачи могут оставить пациента в больнице до стабилизации его состояния, но не более того», —  отметила Тягай.

Напомним, 20 августа на пути из Томска в Москву оппозиционный политик и блогер Алексей Навальный почувствовал себя плохо в самолете. Лайнер пришлось экстренно посадить в Омске. Навального госпитализировали. Сторонники оппозиционера заявляют, что его отравили. Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш говорит, что Алексея отравили чем-то подмешанным в чай — это было единственное, что политик пил с утра в аэропорту.

Сегодня главный врач омской больницы скорой помощи № 1 Александр Мураховский назвал основным диагнозом оппозиционера и блогера Алексея Навального нарушение обмена веществ. Ранее медики отметили, что проведенные исследования не выявили ядов в крови и моче Навального. Врачи не считают, что пациент перенес отравление, о чем говорят сторонники оппозиционера. При этом в Омске был проведен консилиум, который признал Алексея Навального нетранспортабельным — его состояние нестабильно, и решения родственников для его перевозки в Германию недостаточно. Также сообщалось, что специалисты отрабатывают пять рабочих диагнозов состояния Алексея Навального. 

Ранее Евросоюз призвал Россию оперативно отправить Навального на лечение за границу. «Мы надеемся, что российские власти сдержат свои обещания разрешить безопасную и быструю транспортировку Навального за границу для получения медицинской помощи в соответствии с пожеланиями его семьи», — сказала представитель внешнеполитической службы Евросоюза Набилла Массрали, которую цитирует Reuters.

Между тем в Кремле заявляли, что «готовы оперативно рассмотреть обращение» относительно выезда Навального для лечения за рубежом. «Если [представители Навального] обратятся к Кремлю, или Минздраву, или в другое ведомство, естественно. Многие граждане России в эти дни, когда закрыты границы, выезжают на лечение за границу. Мы будем готовы оперативно рассмотреть такие обращения, если они будут», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. 

Сегодня Юлия Навальная обратилась к президенту России Владимиру Путину. Она потребовала разрешить транспортировку оппозиционного политика в Германию на лечение. К требованию присоединились многие сторонники оппозиционера. 

Источник