Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Анатолий Логинов об аутсорсинге в Следственном Комитете

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело в отношении фирмы «Аквамарин», в ведение которой само же ведомство и передало водителей, обслуживающих следствие, несколько лет назад. Оказавшиеся на аутсорсе водители жалуются на невыплату зарплат. «Мы возим не только начальников, но еще и секретные уголовные дела, по несколько суток участвуем в поиске тел, но нам никто премий не платит,— рассказал один из них “Ъ”.— А теперь вообще нет денег, и мы почти все работаем на двух работах — кто в такси, кто в охране».

«Я был зачинщиком кипиша»

С февраля по апрель 2020 года Андрей Филимонов, водитель следственного отдела СК по Челябинской области в Верхнем Уфалее, пытался выяснить у руководства, почему ни ему, ни 30 коллегам в регионе не приходит заработная плата.

За 11 лет работы в СК господин Филимонов, по его словам, столкнулся с такой задержкой впервые: «Все, что я слышал: "не волнуйся". Другие водители тоже терпели, но публично заявлять о невыплатах или писать коллективное обращение отказывались».

Андрей Филимонов винит в задержке зарплаты непосредственного работодателя — ООО ГК «Аквамарин» (зарегистрирована в Кургане). По словам господина Филимонова, 1 января он заключил договор о возмездном оказании услуг с этой группой компаний на полгода. Ранее аналогичные договоры он и его коллеги заключали с ООО «Аквамарин».

«Зарплату в 16,5 тыс. рублей приходится ждать по несколько месяцев, впервые с 2016 года, когда нам сообщили, что теперь каждые полгода-год мы будем заключать контракт с частной фирмой,— рассказал господин Филимонов.— В феврале я был зачинщиком кипиша — мы стали спрашивать, почему задерживают зарплату, но нам говорили подождать, иначе оштрафуют на 10% от суммы контракта в случае невыхода на работу. Нам говорят — идите в суд, если что-то не нравится. Пытался решить через трудовую инспекцию в Кургане, где зарегистрирована фирма, но там со мной даже говорить не стали. Сказали: иди в суд».

Еще в 2019 году ООО «Аквамарин» возглавляла Марина Матвеева, но в 2020 году водителям предложили выйти на работу к Анастасии Матвеевой. «Это мать и дочь,— говорит Андрей Филимонов.— Одна передала нас другой и все, теперь мы даже не проходим ежедневное медицинское освидетельствование. Руководители отделов ходили жаловаться к нашему генералу Степану Шульге (и. о. СУ СК по Челябинской области.— “Ъ”), предлагали платить нам из профсоюзных денег СК, но генерал не решился, побоялся московскую проверку. Мы возим не только начальников, но еще и секретные уголовные дела, запросы, по несколько суток участвуем в поиске тел, но нам никто никаких премий не платит, даже за питание не добавляют. А теперь вообще нет денег, и мы почти все работаем на двух работах — кто в такси, кто в охране, как я».

На момент публикации текста стало известно о том, что Андрей Филимонов получил выплаты в том числе за март. Его коллега из Копейска Фарит Сунагатуллин рассказал “Ъ”, что ему повезло больше: с ним рассчитались даже за апрель.

«Продал фары и стал ждать зарплату»

У Фарита Сунагатуллина также заключен договор с ООО ГК «Аквамарин» из Кургана, а самого водителя передали в ведение частной фирмы еще в 2018 году.

«Нам сказали, что не могут больше заключать договоры напрямую с водителями, сослались на законодательство,— рассказал он.— Такие же контракты заключены у уборщиц, но мы-то возим документы и людей. В апреле я писал жалобу о задержке зарплаты на имя Александра Бастрыкина, ее вернули в наш же регион. Как мне объяснил один из следователей, это постоянная практика: вернуть жалобу туда, откуда пришла. Я продал запасные фары с личной машины и стал ждать зарплату».

В договорах об оказании услуг, которые заключены Андреем Филимоновым и Фаритом Сунагатуллиным с ООО ГК «Аквамарин» сказано, что водитель обязан соблюдать правила дорожного движения, следить за состоянием автомобиля, не заниматься посторонними делами в рабочее время.

Договоры действительны до 30 июня. Зарплаты водителей — 16,5 тыс. рублей. «В случае невозможности решить возникающие разногласия следует обратиться в Арбитражный суд Курганской области»,— говорится в документах.

5 февраля 2018 года Верховный суд РФ вынес определение № 34-КГ17–10, в котором разъяснил, чем отличаются трудовой договор и договор об оказании услуг. При заключении трудового договора сотрудник оформляется в штат и выполняет определенную работу в установленный заказчиком срок и за конкретную сумму. В договоре об оказании услуг это не прописывается: исполнитель сохраняет самостоятельность и обязан выполнить работу как таковую. При трудовом договоре все риски несет работодатель, при договоре об оказании услуг — исполнитель.

Водители сообщили, что аналогичные договоры могут действовать у коллег в соседних регионах — в Курганской и Свердловской областях. Как выяснил “Ъ”, 10 марта этого года управление СКР по Курганской области заключило контракт с ООО «Группа компаний "Аквамарин"». Предмет контракта — «Услуги по управлению транспортными средствами», цена — 2,5 млн руб. Срок исполнения — с 1 апреля 2020 по 25 августа 2021 года. По контракту услуги оказываются силами не менее 16 водителей. В 2017–2018 годах контракты на оказание аналогичных услуг в Курганской области заключали с ООО «Аквамарин».

По словам источника, знакомого с ситуацией в Свердловской области, у водителей, работающих в СУ СКР по региону проблем с выплатой зарплат нет, а выбор транспортных компаний происходит через госзакупки, в которых обычно участвует до четырех компаний.

«Это не наши сотрудники, но мы разбираемся»

“Ъ” не удалось дозвониться до Анастасии Матвеевой, руководителя группы компаний «Аквамарин» по указанным в договорах номерам. Сотрудница, которая представилась Екатериной, менеджером, начисляющим зарплату водителям следственных управлений, рассказала, что «за март и апрель суммы начислены в полном объеме, а водители не сообщали о жалобах, когда звонили напрямую в компанию». «Пока из коллег за апрель деньги получил только я, не знаю, почему именно мне так повезло,— говорит Фарит Сунагатуллин. — Сейчас претензий у меня к "Аквамарину" нет, но как мы будем дальше сотрудничать — большой вопрос».

В пресс-службе СК РФ на запрос “Ъ” сообщили, что по итогам электронных торгов несколько территориальных следственных управлений СК России действительно заключили государственные контракты с компанией «Аквамарин», которая находится в Кургане, подчеркнув, что «водители не являются сотрудниками СК России».

«Со своей стороны Следственный комитет в полном объеме выполнил обязательства по оплате контрактов, перечислив денежные средства фирме "Аквамарин". Однако, как выяснилось, директор фирмы М. Матвеева не выплатила заработную плату за декабрь прошлого года на сумму 864 тыс. рублей 36 работникам, которые обслуживали транспортные средства Главного следственного управления по Московской области,— сообщили в пресс-службе ведомства.— По данному факту в отношении Матвеевой в начале апреля 2020 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (невыплата заработной платы)».

В ведомстве отметили, что знают о жалобах водителей на задержку зарплаты и в 2020 году, оценив задолженность в сумму более 500 тыс. рублей. По данному факту также проводится проверка, уточнили в СК РФ: «На данный момент уже наложен арест на имущество подозреваемой. Следствием принимаются все возможные меры для восстановления прав потерпевших и скорейшей выплаты им заработной платы. В частности, принятыми мерами уже обеспечено погашение задолженности водителям из Челябинской области».

Источник “Ъ” в руководстве следственного управления одного из городов Челябинской области рассказал, что заключенный между СК и «Аквамарином» договор предполагает возмещение затрат, однако вся ответственность за нарушение ПДД, возможные ДТП, потерю вещдоков, материалов уголовных дел, а также за исправное состояние автомобиля несет, согласно договору, Следственный комитет. По словам собеседника, следователи «сами не в восторге от сложившейся ситуации», так как знают водителей много лет.

«Вызывает много вопросов, как некая компания, которая сначала принадлежала матери, а теперь дочери, что может свидетельствовать об аффилированности, может несколько лет подряд выигрывать госконтракты,— поделился собеседник “Ъ”.— Следственный комитет региона ранее уже предпринимал попытки докопаться до налоговых выплат компании Матвеевой-старшей (ООО "Аквамарин".— “Ъ”)».

Аутсорсинг в госструктурах — дело житейское

В настоящий момент в России нет какого-либо официального акта, предусматривающего исключение штатных водителей из списка должностей «работников следственного комитета РФ, осуществляющих штатную деятельность по профессиям рабочих», рассказал “Ъ” партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Анатолий Логинов.

По его словам, в ряде субъектов РФ с водителями заключаются трудовые договоры, на основании которых работники числятся в штате следственных органов и получают заработную плату из средств федерального бюджета: «Тем не менее следственные органы вправе выступать госзаказчиками, то есть заключать государственные контракты, в том числе и на транспортное обслуживание.

Согласно официальному сайту госзакупок, контракты "на перевозку пассажиров и имущества для нужд следственного отдела" на регулярной основе заключаются СУ СК РФ по Омской области, Республике Калмыкия, Московской области и во многих других субъектах».

Господин Логинов также отметил, что услугами аутсорсинговых компаний на основании заключенных госконтрактов пользуются сотрудники прокуратуры и ряда бюджетных учреждений госсектора, в том числе администрации муниципалитетов.

«На аутсорс, в целях оптимизации расходов, переводят даже бухгалтерское обслуживание ряда органов исполнительной власти. На сегодняшний день наиболее злободневной является инициатива перевода на аутсорс автопарка скорой помощи,— рассказал господин Логинов.— В рамках рассматриваемой ситуации работники действительно находятся в правовых отношениях исключительно с компанией-работодателем — то есть с конкретной частной фирмой, а не с управлением СК РФ. В целях защиты своих прав они могут самостоятельно подать иск к компании по гражданско-правовому договору или подать коллективное заявление в прокуратуру».

Нередко, по словам адвоката, работники, оказавшиеся в подобной ситуации, обращаются с исками о признании их работы фактическими трудовыми отношениями с управлением СК РФ. За 2018–2019 годы такие иски рассматривались в Московской области и в Республике Карелия, однако в удовлетворении требований истцов, отмечает господин Логинов, «в 100% случаев было отказано».

Перевод части сотрудников на аутсорсинг позволяет сэкономить организации до 40% расходов, в первую очередь за счет отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования, отмечает адвокат международной правозащитной группы «Агора» Валерия Аршинова. По ее словам, федеральные законы №223 и №44 регулируют заключение договоров в подобных случаях, как в случае с уже упомянутыми водителями скорой: «44-ФЗ позволяет заключать подобный договор с единственным поставщиком, который выбирается по непрописанному механизму, можно сказать — наобум».

При этом госпожа Аршинова подчеркивает, что в случае, если сотрудник имеет доступ к гостайне, он обязан проходить проверки спецслужб, а у компании-подрядчика должна быть лицензия на предоставление таких услуг. «При этом, если водители СКР предоставляются кадровой службой компании (в данном случае "Аквамарин".— “Ъ”), то и компания, и СКР несут субсидиарную ответственность,— заключает эксперт.— Водители в этом случае должны требовать оплату труда и у СКР, и у компании-работодателя».

Мария Старикова, Николай Сергеев; Николай Яблонский, Екатеринбург; Юлия Гарипова, Челябинск

Источник