Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0)20 7337 2600

«В чем Следственный комитет подозревает бывшего руководителя «Автодора» Сергея Кельбаха» - комментарий Вадима Клювганта газете «Ведомости»

Ущерб следователи оценивают в 2 млрд рублей

Бывший председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах подозревается в злоупотреблении должностными полномочиями, сообщил в четверг генпрокурор Юрий Чайка. В отношении его возбуждено уголовное дело, ущерб от его действий оценивается более чем в 2 млрд руб. Максимальное наказание, предусмотренное за такое нарушение (ст. 285 Уголовного кодекса), – 10 лет лишения свободы.

По версии Следственного комитета, в 2015 г. Кельбах согласовал незаконную оплату компанией «Кольцевая магистраль» (ведет работы на пятом участке ЦКАД) комиссии за банковскую гарантию в 3,9 млн руб., которую получил Газпромбанк. А в 2017 г. – выдачу дополнительного аванса в 2 млрд руб. компании «Крокус интернешнл» (ведет работы на первом участке ЦКАД). Таким образом, он необоснованно использовал бюджетные деньги, а также средства фонда национального благосостояния (ФНБ), предназначенные для строительства ЦКАД, в 2014–2018 гг., считает Следственный комитет.

Претензии к строительству ЦКАД были сначала у Счетной палаты, а затем и у президента России Владимира Путина, который в октябре 2018 г. поручил проверить контракты на строительство проекта. Строительство должно было завершиться в 2018 г., но сроки неоднократно переносились (последний раз – до 2021 г.), а стоимость проекта росла (с 299,8 млрд до 315,8 млрд руб.). Аудиторы Счетной палаты жаловались на низкое качество проектирования, длительные процедуры изъятия и оформления земельных участков, неэффективную систему управления проектом. А также указывали на завышение стоимости работ и неэффективное использование бюджетных средств. С конца декабря и до 15 января 2019 г. Генпрокуратура, Следственный комитет и Счетная палата проверяли обоснованность роста сметы строительства ЦКАД.

Пока по делу проводится предварительное следствие, сообщил Следственный комитет. Сам Кельбах заявил радиостанции «Говорит Москва», что находится на работе. После отставки в феврале 2019 г. он занял должность советника гендиректора РЖД Олега Белозерова.

Дополнительный аванс понадобился из-за неопытности строителей, говорят «Ведомостям» два сотрудника «Автодора», один бывший сотрудник госкомпании, а также федеральный чиновник. У «Крокус интернешнл» не было опыта строительства таких больших автодорог, и предыдущий аванс был потрачен на покупку дорогих металлоконструкций. На рынке была благоприятная конъюнктура, а компания опасалась возможного резкого роста цен, которое угрожало рентабельности стройки, рассказывал «Ведомостям» федеральный чиновник. Но, потратив аванс, получить новый компания не могла – сначала нужно было сдать работы, в итоге металлоконструкции лежали на складах, строительство не шло, что угрожало сильным срывом сроков, рассказывают собеседники «Ведомостей».

Сама выдача аванса соответствовала договору между госкомпанией и «Крокус интернешнл», который предусматривал авансирование 30% расходов, говорит один из сотрудников «Автодора». А авансовый платеж был покрыт банковской гарантией и рисков для бюджета не было, продолжает он, хотя технически выдать новый аванс было нельзя – предыдущий полностью не был погашен.

Другое громкое дело

Юрий Хризман, бывший руководитель «Дальспецстроя», выступавшего генподрядчиком строительства космодрома «Восточный», был признан виновным в злоупотреблениях при строительстве объектов космодрома и причинении ущерба более чем в 5 млрд руб. В феврале 2018 г. суд приговорил его к 12 годам лишения свободы в колонии общего режима и штрафу в 1,5 млн руб. (позднее приговор был смягчен до 11 лет и 6 месяцев, штраф снижен до 1 млн руб. в связи с истечением срока давности по эпизоду с растратой).

Госкомпания действительно могла выплатить аванс до 30% госфинансирования, но «Автодор» превысил лимит – «Крокус интернешнл» получила 35,6% бюджетных средств, указывала Счетная палата. Претензии возникли как раз из-за превышения лимита, говорит бывший сотрудник госкомпании. Но перед Кельбахом стоял непростой вопрос – дождаться банкротства подрядчика и не завершить проект или дать дополнительный аванс, рассказывает он.

Как правило, такие дела переквалифицируются в другие категории, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, обычно – мошенничество. Санкции за мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения, – лишение свободы до 6 лет. Но доказывать такие дела сложно, говорит Горбунов, нужно собрать большую доказательную базу. Нужно доказать, что это не наступивший риск предпринимательской деятельности, согласен адвокат Вадим Клювгант.

Одно из громких подобных дел было связано со строительством космодрома «Восточный». Бывший руководитель «Дальспецстроя», выступавшего генподрядчиком строительства космодрома «Восточный», Юрий Хризман был признан виновным в злоупотреблениях при строительстве объектов космодрома.

Банковская гарантия действительно была выдана Газпромбанком по проекту строительства ЦКАД с соблюдением требований законодательства и представленной в банк документации по проекту, говорит представитель Газпромбанка. «Автодор» предоставил все материалы для следственных мероприятий по уголовному делу, сообщила компания.

Представители «Крокус групп», сопредседателя фонда «Сколково» Аркадия Дворковича (бывший вице-премьер, курировавший транспорт), «Кольцевой магистрали» не ответили на запросы «Ведомостей», а представители Минтранса и РЖД отказались от комментариев.

Источник