Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Валерий Зинченко комментирует для "Российской Бизнес-газеты" способы защиты бизнеса должника при банкротстве

Инвестиции не могут быть убыточными - к такому выводу пришли участники "круглого стола" "Защита бизнеса в банкротстве", который прошел на Петербургском юридическом форуме.

- Это единственная сессия на форуме, посвященная защите бизнеса должников, а не кредиторов, - такими словами главы объединения корпоративных юристов России Александры Нестеренко начался самый оживленный "круглый стол" форума.

Старший партнер коллегии адвокатов "Делькредере" Елена Демина напомнила о недавних поправках к закону о банкротстве, цель которых защитить кредитора, а не должника.

- В противовес мнению, что главный потерпевший это всегда кредитор, я считаю, что нужно найти баланс между правами кредитора и должника, однако эта концепция не отражена в изменениях нового закона, - сообщила Демина. - Сейчас изменения приняты только в отношении кредитных организаций.

Кроме того, есть все основания полагать, что в дальнейшем будут приняты и другие поправки, предлагаемые банковским сообществом, которые разрешат банкротить должника без судебного решения о взыскании долга не только банкам, но вообще всем существующим кредиторам.

Что же сейчас делать должнику? Выходить на мировое соглашение с кредитором, считает эксперт. Если у должника есть шансы сохранить бизнес, то для него процедура наблюдения - это выход. Конечно, в том случае, если есть добрая воля кредитора. Когда шансов нет, лучшим выходом для должника будет ликвидация и только потом - банкротство. В последнем случае все усилия должны быть сосредоточены на уход от субсидиарной ответственности банкрота по долгам.

Правда, сейчас, говорит Демина, большее число исков о взыскании убытков, и они в отличие от субсидиарной ответственности не ограничены суммами, недостающими для расчетов с кредиторами.

Если банкротство неминуемо, то тогда, по мнению партнера юридической компании Pen & Paper Валерия Зинченко, должнику важно спасти свои активы, например, путем вывода их в зеркальную компанию, которая продолжит работать после банкротства первой.

Статистика по привлечению к уголовной ответственности сейчас очень низкая. В прошлом году за неправомерные действия при банкротстве было осуждено 8 человек, за преднамеренное банкротство - 20. При этом всего за год судами было рассмотрено 24 тысячи заявлений о банкротстве.

По мнению экспертов, чтобы избежать многих проблем, важно наладить взаимодействие юристов и экономистов. Необходимо выстраивать диалог с банками, которые вследствие принятых поправок получили новые возможности. Потому что, если механизм банкротства запущен, его очень сложно остановить. И важно постараться не допустить его начала, если для этого нет причин. Если должник добросовестный, он будет продумывать, как сохранить обязательства в полном объеме. Но возможно создание механизма, когда должник сам предупреждает о своем возможном банкротстве своего кредитора.

По мнению партнера адвокатского бюро "Иванян и партнеры" Алексея Козьякова, сейчас на мировое соглашение кредиторы соглашаются редко, за исключением случаев, когда должник находит инвестора. В результате, по словам партнера коллегии адвокатов "Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры" Антона Александрова, девять из десяти компаний оказываются в конкурсном производстве. Только около 6% компаний за последние три года погасили свои долги. Тем не менее лучший вариант для сторон - мировое соглашение, уверен Александров.