Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Александр Гришко комментирует для Фонтанка.ру обращение петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) в прокуратуру и Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу с жалобой на Законодательное собрание города

В конце июня пять депутатов и четыре сотрудника аппарата ЗакСа собираются полететь в свою самую дорогую командировку за весь год - на Кипр, в Ларнаку. На берегу Средиземного моря народные избранники намерены налаживать дипломатические связи. Командировочные билеты, согласно контракту, законодатели купили в среднем за 100 тысяч рублей каждый. В парламенте ссылаются на закон и на то, что в компании, с которой был заключен контракт, что-то перепутали. Подрядчик, напротив, кивает на желание клиента, а также добавляет, что депутаты стали жертвой колебания курса валют.

На стоимость перелета на Кипр депутатов Законодательного собрания обратили внимание активисты Фонда борьбы с коррупцией в Петербурге. Контракт на поездку в Ларнаку заключен почти на 1 млн рублей. Стоимость каждого билета в обе стороны колеблется от 69 тысяч до 200 тысяч рублей.

Причем любопытно, что самые дешевые билеты оказались у спикера Вячеслава Макарова, которого почему-то в контракте обозначили как Марков. У некой Валентины Марковой (очевидно, тоже Макаровой, такая сотрудница упоминается на сайте ЗакСа, она является советником спикера парламента, и ее инициалы совпадают с данными его племянницы) билеты дороже на 20 тысяч рублей. У главы аппарата ЗакСа Юрия Таничева билеты стоят почти 200 тысяч рублей. Он, в отличие от коллег, намерен вернуться раньше на 2 дня - его поездка спланирована с 25 по 30 июня. Другие участники командировки на Кипр вернутся 2 июля. У депутатов Марины Шишкиной и Максима Яковлева билеты не дороже, чем у главы аппарата, однако почти в два раза превышают стоимость авиаперелета на Кипр Вячеслава Макарова - 121 тысяча и 152 тысячи рублей. Контракт заключен с единственным поставщиком - конторой по продаже авиа- и ж/д билетов «Лавс.ру».

«Стоимость самого дорогого билета от компании «Трансаэро» в эти дни бизнес-классом составляет 64 400 рублей без учета таксы и иных сборов», - отмечает глава петербургского отделения фонда Дмитрий Сухарев. Кроме того, он уверен, что заключение такого рода контракта незаконно. «Федеральная антимонопольная служба по этому поводу высказалась однозначно - без конкурсных процедур билеты покупаются только у перевозчика. Зарплаты они себе на 10% сократили... Бюджет сокращают... А потом незаконно летят на Кипр», - добавляет он.

В юридической компании Pen&Paper, комментируя ситуацию, также сослались на постановление ФАС. «Оно относилось к 94-му ФЗ, но пункт о закупках у единственного поставщика в 44-м ФЗ точно такой же. Поэтому, с нашей точки зрения, это незаконно». Также в компании отметили, что, согласно недавнему постановлению Минэкономразвития, депутаты могли сами купить себе билеты на самолет, а потом обратиться за компенсацией к начальству, в этом случае никаких документов на портале госзакупок можно было бы не публиковать.


В Законодательном собрании «Фонтанке» сообщили, что закупка проводилась в соответствии с законом. «Мы - госорган, и не можем покупать билеты на различных сайтах и интернет-ресурсах», - пояснили в пресс-службе парламента.

Депутат Константин Смирнов в разговоре с «Фонтанкой» сообщил, что был не в курсе подробностей покупки билетов, однако отметил, что уверен в добросовестности действий сотрудников аппарата ЗакСа. «У нас официальная делегация, встреча с первым лицом, мы подписали с Кипром договор о сотрудничестве, они у нас были, а мы у них - нет. Теперь мы должны сделать ответный визит, тем более что остальную часть поездки они нам оплачивают». Депутат Марина Шишкина также не знала о специфических ценах на билеты: «Нас делегировала комиссия по образованию и культуре, мы будем на Кипре именно эти темы и обсуждать. Мне даже пришлось сдать билеты, я собиралась лететь в отпуск в это время», - отметила она.

Неофициально в ЗакСе говорят, что, вероятно, речь идет об ошибке компании, которая организует перелет.

В компании "Ленинградское агентство воздушных сообщений", с которой был заключен контракт, дали другое пояснение: «Дело в том, что Законодательное собрание долго не могло определиться, на кого именно покупать билеты. А цены за это время менялись - курс скакал. Поэтому у каждого из участников перелета свои расценки», - сообщил «Фонтанке» юрист компании. Он добавил, что принцип работы фирмы таков, что сначала агент покупает билеты, а потом заключает договор, поэтому, несмотря на то, что документ подписан 15 апреля, поездкой на Кипр занимались гораздо раньше. По словам специалиста ЛАВСа, парламентарии выбрали компанию «Аэрофлот», а не «Трансаэро» (у которой перелет дешевле) по причине удобства времени перелета. «Это пожелание клиента, как лететь и на чем. Кто-то обращает внимание на цену, а кто-то - на время и свободные места».


Также в ЛАВСе заметили и еще один момент, ставший полной неожиданностью: по данным фирмы, Законодательное собрание без объяснений причин расторгло контракт, и в ближайшее время бронь билетов будет отменена. В пресс-службе Законодательного собрания сообщили, что не подтверждают эту информацию.

Так это или нет, однако ситуацию в любом случае будут разбирать УФАС и прокуратура, куда обратились активисты-антикоррупционеры.

В Фонде борьбы с коррупцией составили таблицу с информацией о том, куда ездили в этом и прошлом году депутаты и аппарат ЗакСа. Согласно документам с сайта госзакупок, поездка на Кипр должна быть самой дорогостоящей.