Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

«Госдума может лишить миноритариев части прав». «Гражданин и закон», 21 июня 2016 года

Сделки с заинтересованностью в процессе обычной хозяйственной деятельности могут получить полную защиту от претензий миноритариев, в том числе от оспаривания их в суде. Это следует из поправок к законам об АО и ООО, текст которых размещен на сайте Государственной Думы. Второе чтение законопроекта должно состояться 21 июня.

По просьбе редакции портала «Гражданин и закон Петербурга» предложенные законотворцами нововведения проанализировал управляющий партнер юридической фирмы «Адвокат «ФРЕММ» Владимир Мечтаев:

«Можно отметить ряд новшеств, которые направлены на совершенствование институтов крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность:
- уточняются критерии отнесения сделок к категории крупных, прямо указывая, что к крупным сделкам относится также передача имущества общества в пользование.
- изменяется порядок отнесения сделки к крупной, исходя из стоимости имущества - предлагается сопоставлять с балансовой стоимостью активов наибольшую из двух величин: балансовую стоимость отчуждения либо цену отчуждения.
- законопроект с одной стороны содержит закрытый перечень сделок, на который распространяется необходимость получения согласия (последующего одобрения), с другой стороны вводит новую норму, в соответствии с которой уставом может быть предусмотрена необходимость получения согласия собрания (или совета директоров) на совершение каких-либо прямо указанных в уставе сделок.
- в части содержания решений о согласии (одобрении) сделок допускается не указывать сторону (выгодоприобретателя) по сделке и формулировать условия не виде конкретной цены, а например как указание на минимальные и максимальные параметры условий сделки, альтернативные варианты условий сделки.
- также устанавливается, что если в решении о согласии/одобрении крупной сделки (сделки с заинтересованностью) не указано иное, срок, в течение которого такое решение действительно, составляет один год ;
- при определении понятия заинтересованности, законодатель отказывается от использования понятия аффилированное лицо и вводит термин «контролирующее лицо»;
- дается определение сделок, не выходящих за пределы обычной хозяйственной деятельности, для которых согласование не требуется».

Эксперт не согласен с мнением, что новые нормы направлены на дискриминацию миноритариев:

«Действительно, для оспаривания сделок в связи с нарушением теперь нужно иметь не менее 1% акций, и это новшество, конечно, все сразу отмечают. Но скорее следует говорить о том, что законодатель пытается сформулировать нормы о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, учитывая сложившуюся практику применения действующих законов, так, чтобы соблюдался баланс интересов крупных и мелких акционеров (участников) обществ».

Опасения миноритариев, что нововведения приведут к ущемлению их прав, скорее могут подтвердиться в отношении небольших обществ с неразвитыми корпоративными институтами, считает адвокат, руководитель практик «Корпоративное право и M&A» и «Разрешение споров» коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов:

«Новый закон может быть как благом, так и преждевременным шагом. При его обсуждении стоит отметить продолжение тренда законодателя, в рамках которого он отходит от допустимости оспаривания сделок по формальным основаниям в сторону взыскания убытков за неразумные действия менеджмента. Видимо, законодатель считает, что нужно придать большую стабильность сделкам и защитить сторону договора, которая не должна нести риски оспаривания сделки по независящим от нее причинам. В то же время возрастает ответственность органов управления – совета директоров и генерального директора, которые должны действовать исключительно в интересах общества вне зависимости от того, какую сделку они заключают – крупную, с заинтересованностью или обычную. Мне кажется, этот закон будет благом для организаций, где совет директоров действительно работает, где генеральный директор не повинуется слепо воле акционеров».

По словам Станислава Данилова, в крупном бизнесе руководители как правило имеют солидный опыт и соответствующее образование, и у них есть хорошее представление о своих рисках, если они действуют не в интересах общества:

«Этот закон соотносится с их менталитетом. Видимо, к такой категории управленцев законодатель хочет привести корпоративную культуру среднего бизнеса. В то же время в небольших обществах, в некрупном бизнесе, где корпоративные институты не работают должным образом, будет почва для злоупотребления».

По мнению эксперта, принципиально важным в новом законе будет вопрос, что же суды будут считать обычной хозяйственной деятельностью, которая и выводит сделки из-под необходимости предварительного одобрения.

Раньше суды не так пристально рассматривали этот аспект заключения сделок, поскольку подход к одобрению сделок был более формальным. Теперь суд будет оценивать не только разумность и эффективность действий менеджмента, но также хозяйственную составляющую бизнеса. Можно ожидать, что подобные споры станут более насыщены экономическим содержанием.

Как ранее писали СМИ, одобрить законопроект во втором чтении уже рекомендовал комитет Госдумы по вопросам собственности.

Кирилл Балберов

Источник