Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Комментарий Сергея Гландина к статье «Из списка SDN Facebook не отключил только Лепса и Дерипаску». «Открытые медиа», 7 августа 2018 года

Только двое россиян из «черного списка» Минфина США продолжают вести верифицированные аккаунты в Instagram и Facebook

Уникальная ситуация

Олег Дерипаска и Григорий Лепс — единственные россияне, которые включены Минфином США в «черный список» SDN и при этом сохраняют верифицированные («с галочкой») аккаунты в Instagram (принадлежит Facebook), обнаружили «Открытые медиа». У Лепса также есть подтвержденная страница и в Facebook.

Таким образом Лепсу и Дерипаске удалось то, что не удалось Рамзану Кадырову. В декабре 2017 года Instagram заблокировала аккаунт главы Чечни — вскоре после того, как Минфин США ввел против Кадырова санкции, идентичные тем, что действуют против Дерипаски и Лепса.

У Дерипаски и Лепса — так называемые верифицированные аккаунты в Instagram. Это означает, что соцсеть «подтверждает подлинность аккаунта общественного деятеля, знаменитости или глобального бренда», говорится в ее собственных материалах. Такой же аккаунт был и у Кадырова.

Блокировку его аккаунта представители Facebook объясняли тем, что соцсеть выполняет требования американского законодательства. «Нам стало известно, и мы подтверждаем, что аккаунты принадлежали лицу или велись от лица, которое числится в списке граждан особых категорий и запрещенных лиц США и на которое распространяется действие торгово-экономических санкций США. В связи с этим Facebook несет юридическое обязательство деактивировать аккаунты этого лица», — в декабре 2017 года говорил представитель Facebook.

На запрос «Открытым медиа» о том, как соцсеть теперь может объяснить наличие у Олега Дерипаски и Григория Лепса активных и верифицированных аккаунтов, представители Facebook не ответили.

Ситуация с аккаунтами Дерипаски и Лепса уникальна для всего мира: других лиц из SDN-списка, которые вели бы верифицированные страницы в этих двух соцсетях, «Открытые медиа» обнаружить не смогли.

Попадание в «черный список» Минфина США означает запрет на въезд в Соединенные Штаты, блокировку активов и запрет американским гражданам и компаниям на коммерческое взаимодействие с санкционным лицом.

Дерипаска был внесен в «черный список» 6 апреля 2018 года, а Лепс — еще 30 октября 2013 года. Музыкант завел свой Instagram осенью 2017 года, то есть, уже находясь под санкциями США. Дерипаска завел свою страницу в Instagram в июне 2015-го.

«Нельзя запретить ввоз информации»

Специалист по санкционному праву, сотрудник кафедры международного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Гландин описывает варианты, при которых Facebook теоретически может сохранять эти страницы активными.

«В Instagram может быть предоставлен договор, из которого следует, что, например, аккаунт Дерипаски ведет не сам бизнесмен, а привлеченные пиар-специалисты в нейтральной стране — возможно, в Швейцарии. Соответственно, клиентом Instagram становится не Дерипаска, а привлеченные им консультанты, которые не находятся под санкциями США», — рассуждает эксперт. Instagram также может «видеть» посещения аккаунта с нероссийских IP-адресов, полагает Гландин.

Представитель Лепса Наташа Мостакова рассказала, что аккаунтом певца в соцсети он занимается сам, хотя у него есть помощники — привлеченные SMM-специалисты. Мостакова подтвердила, что санкции США в отношении Лепса продолжают действовать, но добавила, что команда музыканта «старается выстроить работу с учетом всех нюансов, эффективно трудиться в обычном режиме».

Еще одну возможность использовать аккаунты в соцсетях Дерипаске и Лепсу может дать американское законодательство, указывает специалист юридической компании Jacobson Burton Kelly Дуг Джейкобсон. По его словам, санкции приводят к блокировке активов, но в большинстве случаев не распространяются на доступ к информации. В качестве примеров Джейкобсон привел страницы президента Венесуэлы Николаса Мадуро и президента Сирии Башара Асада в Facebook и Instagram. Оба политика находятся в «черном списке» Минфина США. Правда, в отличие от страниц Дерипаски и Лепса ни один из этих аккаунтов не подтвержден.

В случае с Дерипаской и, в особенности, с Лепсом, Facebook мог интерпретировать санкции как запреты, не относящиеся к соцсетям, соглашается Гландин.

«С помощью санкций нельзя запретить ввоз информации или информационных материалов, включая публикации, фильмы, плакаты, записи фонограмм, фотографии, микрофильмы, плёнки, ленты, диски, компакт-диски, произведения искусства и цифровые носители», — цитирует он положения законодательства США.

Представители Олега Дерипаски и Минфина США не ответили на запрос «Открытых медиа»

Александр Ратников

Источник