Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

"Водитель Петербурга" публикует комментарий Алексея Добрынина о перечне медицинских противопоказаниях к управлению транспортным средством, указанных в Постановлении правительства России от 29 декабря 2014 года

Уже с 11 января игромания, истерия, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, другие так называемые сексуальные девиации и отклонения признаются препятствием для получения водительских прав. Хотя выявить «извращенцев» и доказать наличие заболевания будет крайне сложно.

В Постановлении правительства России, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым 29 декабря, о геях, сексе и азартных играх нет ни слова: в перечне медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством указана лишь группа F60-F69 Международного классификатора болезней (МБК) – «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте». Именно этот пункт, согласно утвержденному уже Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) документу, и включает любые девиации, в том числе «расстройство половой идентификации» (теоретически под это определение подходят геи, бисексуалы и др.) и «расстройство сексуальных отношений». Вместе с ними водительские удостоверения не должны получить страдающие паранойей, истерией, патологической страстью к азартным играм и воровству (клептомании), пиромании и иным «нехорошим вещам». Причем список остается открытым – противопоказанием признается любое иное отклонение.

Случайное предложение

До сих пор в России не было единого актуального перечня медицинских противопоказаний для водителей индивидуальных транспортных средств. Основным документом до вчерашнего дня оставался приказ Минздрава СССР, принятый в 1989 году на основании постановления ЦК КПСС и рассчитанный на XII-XIV пятилетки.

Отдельный список психиатрических противопоказаний был определен в 1993 году. Он предусматривал, что к управлению транспортными средствами категории «B» не допускаются страдающие хроническими и затяжными психическими расстройствами (с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями), алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, умственной отсталостью и задержками умственного развития, а также больные эпилепсией или страдающие синкопальным состоянием (внезапная кратковременная (секунды) полностью обратимая потеря сознания. – Прим. ред.).

Представленный Министерством здравоохранения России проект нового перечня медицинских противопоказаний изначально также включал в первую очередь тяжкие заболевания (шизофрению, маниакальные расстройства, последствия употребления психоактивных веществ и прочие). Хотя в список попал, например, класс F30.1 – «Мания без психотических симптомов» (ее проявлениями согласно МБК являются в том числе завышенная самооценка и бесшабашность), а также F32.1 – «Легкая депрессия».

В ходе публичного обсуждения этого проекта эксперты высказали противоречивые мнения. Большинство настаивало на сокращении перечня: «Ограничения должны касаться только лиц, страдающих стойкими и тяжелыми, часто обостряющимися психическими заболеваниями, состоящих под динамичным наблюдением у психиатра. Во всех остальных случаях решение о допуске должно решаться в индивидуальном порядке», – предложил Александр Лебедев. А с идеей внести в перечень спорную группу F60-F69 («Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте») выступила Татьяна Гурьянова: «Этот раздел включает расстройства личности, декомпенсации которых могут быть тяжелыми и приводят как к потере трудоспособности, так и к противопоказаниям к управлению транспортным средством», – утверждала эксперт.

Проверка – она всем проверка

Чиновники поддержали идею ужесточения требований к психологическому здоровью водителей, не оговорив при этом тяжесть выявленных симптомов.

Выявлять эти заболевания должны врачи-психиатры, освидетельствование у которых является обязательным условием оформления медицинской справки всех кандидатов на получение водительских прав. Также справка понадобится для восстановления утерянного удостоверения, продления срока его действия, возврата (для лишенных прав за управление в нетрезвом состоянии).

Диагностировать психическое здоровье водителей сейчас вправе только государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, то есть районные психоневрологические диспансеры, НИИ имени Бехтерева и ряд других. Сами же врачи, по свидетельству прошедших такие осмотры, в лучшем случае ограничиваются стандартными вопросами (про алкоголь, травмы, состояние и тому подобное), не углубляясь в серьезное изучение личности. Ужесточение медицинских требований потребует от законопослушных эскулапов более трепетного отношения к желающим управлять личными автомобилями пациентам.

Но даже если какой-нибудь дотошный врач и уличит проходящего освидетельствование в нетрадиционной ориентации, любви обнажаться на публике, хранении трусиков и иных пристрастиях – никто не мешает пойти в другую клинику. «Специальный закон категорически запрещает эскулапам разглашать сведения о психиатрическом здоровье граждан, тем более по запросам ГИБДД», – поясняет руководитель уголовно-правовой практики юридической компании Pen&Paper Алексей Добрынин.

Диспансерное наблюдение (так называемый учет), в соответствии с тем же законом, может устанавливаться только для пациентов, страдающих хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Но даже диспансеры не вправе направлять информацию о водителях в прокуратуру и иным должностным лицам – такое решение в 2013 году принял Верховный суд России: «Суждение о том, что симптомы заболеваний, препятствующих управлению транспортными средствами..., имеют не медицинский, а социальный характер, а потому не могут составлять врачебную тайну, является следствием неправильного толкования закона», – констатировали служители Фемиды.

Плата за здоровые нервы

На возможную несправедливость новых медицинских противопоказаний уже обратила внимание журналист, член Совета по правам человека при президенте России Елена Масюк. «Не понимаю, почему, например, фетишистам, клептоманам, а также транссексуалам нельзя водить машину. Может быть, кто-нибудь из коллег знает подобную мировую запретительную практику? Мне кажется, что здесь имеет место нарушение прав граждан России», – считает журналист.

А вот член координационного совета МООА «Свобода выбора» Александр Холодов сомневается, что нововведения как-либо отразятся на водителях. «Многие проходят комиссию формально. Главное не в том, какие разделы и диагнозы что-то запрещают, – врач самостоятельно решает, годен или не годен обследуемый для управления. Возможно, эксгибиционисту могут и не выдать справку, но только если он захочет демонстрировать себя именно в процессе управления автомобилем, и никак иначе», – полагает Александр Холодов.

В то же время нельзя исключать, что повышение требований к психологическому здоровью приведет к удорожанию медицинских услуг. На практике психоневрологические диспансеры в Санкт-Петербурге берут за выдачу справки 500-700 рублей, притом что по действующим правилам осмотр психиатром-наркологом и психиатром включается в общий тариф медицинской комиссии, который не может превышать 1599 рублей (хотя работа таких врачей в калькуляции отсутствует).

Также новые ограничения могут стимулировать коррупцию среди психиатров. Ведь, в отличие от иных врачей, они в большинстве случаев не имеют объективных средств диагностики (анализов, кардиограмм и тому подобное) и ставят диагноз, исходя исключительно из собственной и субъективной оценки обследуемого в конкретный момент времени. Поэтому даже самому здоровому и выдержанному человеку можно приписать и истерию, и депрессию. Признавшийся в просмотре порнографии легко станет вуайеристом, посетитель нудистского пляжа – эксгибиционистом, а любитель париться веником в бане – мазохистом. Доказать обратное теоретически можно через новую экспертизу или суд, но даже в этом случае психиатр останется правым. А большинству кандидатов в водители, скорее всего, проще будет вознаградить эскулапа за сохраненные нервные клетки.

Сложнее будет оспорить выводы медиков о нетрадиционной половой ориентации (в том числе когда сам водитель не будет этого скрывать). Юристы российской ЛГБТ-сети не пожелали комментировать этот вопрос.

Справка:

По последним опубликованным данным медицинской статистики, в Санкт-Петербурге зарегистрировано всего 132,6 тысячи больных с диагнозами психических расстройств и расстройствами поведения (2,6 процента населения).

Антон Одынец