Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Валерий Зинченко комментирует для телеканала НТВ вступление в силу поправок в закон «О связи», а также говорит о новых возможностях борьбы с смс-спам рассылками

21 октября вступили в силу поправки в закон «О связи». Теперь всю рассылку рекламы компании должны проводить только с согласия клиента. Объявленный вне закона СМС-спам обернулся огромными штрафами для недобросовестных заказчиков мобильной рассылки и убытками для петербургских рекламщиков, которые теряют прибыльный бизнес.

Мобильные телефоны переполнены СМС-мусором. По статистике, навязчивую рекламу содержит каждое десятое входящее сообщение. По новому закону Управление антимонопольной службы вправе защитить покой мобильного абонента. Первый штраф в 110 тысяч рублей за СМС-спам по доставке пиццы уже выписан одной из ресторанных сетей Петербурга.

Как сообщает корреспондент НТВ Антон Зыков, за 10–15 лет мобильный телефон стал такой же незаменимой вещью, как, например, стиральная машина или автомобиль. Психологи говорят о развитии мобильной зависимости. Спамеры, пользуясь ею, напрягают абонентов ненужной информацией. Один из них согласился дать интервью телекомпании НТВ. Сам себя Артём называет белым спамером. У них, как в фантастических романах, четкое деление на белых и черных. Разница в том, насколько законно они приобрели базу данных с номерами. Те, кто на темной стороне, информацию приобретают в Интернет-магазинах, у отдельных сотрудников компаний или копируют из социальных сетей.

Сами рассыльщики за спам принимают любую рекламу, включая почтовую. С ними согласны и большинство петербуржцев. В некоторых домах бумажному спаму объявили настоящую войну. О борьбе с нежелательной макулатурой рассказал корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

«Пожалуйста! Кроме квитанций, макулатуру в ящик не опускайте!» К сожалению, подобные объявления на почтовых ящиках не слишком хорошо помогают от бумажного спама и различных «писем счастья», поэтому в доме №9 по Пулковской улице решили принимать куда более серьезные меры для борьбы с рекламными агентами.

Сначала жильцы пошли на, казалось бы, парадоксальный шаг. Двери в подъездах сделали прозрачными, исходя из разных соображений.

Алла Сокол, домоуправ: «В подъезде этого дома у нас избивали человека. Были обычные двери и никто ничего не видел. После этого я сказала и жильцам, и в правлении, что мы не будем запирать эти двери».

Как ни странно, вандалов, и правда, стало меньше. Но от бумажного спама это не помогло.

Проведя все расчеты, Алла Сокол выяснила, что такой макулатуры получается около 40 кубов в год на весь дом. Чтобы ее вывезти, уходит порядка 10–12 тысяч рублей. Так что теперь здесь полны решимости продолжить борьбу и собираются до конца года перепрограммировать ключи от домофонов, чтобы с помощью универсальной «таблетки» нельзя было открыть ни стеклянную, ни железную дверь.

Теперь СМС-реклама может быть законна только в том случае, если клиент магазина или ресторана даст личное согласие. В противном случае абонент может заявить в контролирующие органы.

Валерий Зинченко, член совета Адвокатской палаты Санкт-Петербурга: «Можно обратиться с жалобой в Роскомнадзор — это орган, который контролирует исполнение закона „О персональных данных“. Он может провести соответствующую проверку и наложить штраф на распространителей этих данных. Но там сумма очень маленькая — 5–10 тысяч рублей».

Но если за СМС-спам законодатели взялись серьезно, то что делать с неудобными звонками, которые уже окрестили «телефонным терроризмом», пока непонятно. Корреспондент НТВ Дарья Криволапова обратилась за комментариями к специалистам.

Эти телефонные разговоры, и правда, кого угодно могут вывести из равновесия. Особенно если звонят по несколько раз в неделю. Выплескивают эмоции возмущенные сограждане либо на звонящих, либо на форумах в сети.

Если в поисковой системе написать «достали звонками», то самыми популярными вариантами будут: «достали банки», коллекторские агентства и спа-салоны. Впрочем, есть и такие компании, которые стараются звонить в удобное время для клиента. И не столько навязывать услуги, сколько информировать о новых технологиях и предложениях.

Антон Рагинский, начальник единого контакт-центра: «В случае если абонент не готов продолжить диалог, оператор извиняется, заканчивает вызов с отметкой в базе».

В этой компании тщательно охраняют клиентскую базу, соблюдают закон о персональных данных и не передают телефоны абонентов сторонним лицам. К сожалению, такие компании пока скорее исключение из правил.

Но количество назначенных спамерам штрафов не сократит количество случаев, когда человек сознательно или неосознанно оставляет персональные данные. Поэтому пока эффективного оружия против всех видов спама не изобретено, наверное, стоит начать с малого и прекратить оставлять номер своего мобильного телефона в тех местах, где это делать не обязательно.

Видео сюжет можно посмотреть по ссылке.