Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Арсений Саламатов комментирует для информационного ресурса 47news.ru права и возможности жильцов при аварийном расселении

Жители муниципальной квартиры в Приозерском районе Ленобласти утверждают, что их обменяли вместе с аварийным домом. Теперь в квартире торгуют овощами, а вещи прежних жильцов просто выкинули. В администрации говорят - все по закону. Юристы подчеркивают - хуже быть не должно.

Нехватка муниципального жилого фонда в Ленинградской области остается одной из самых острых проблем региона. Недавно 47news рассказывал о многодетной семье из Гатчинского района, которая проживает на 18,5 метрах в бараке без удобств. У жительницы Приозерского района Елены Калининой схожая проблема - по ее словам, она не может получить другое жилье вместо аварийного.

Как рассказала 47news Калинина, 5 августа Ленинградский областной суд частично отменил решение суда первой инстанции и постановил, что ее семья имеет право пользоваться порядка 40-ка квадратными метрами в доме 8 по Ленинградской улице поселка Сосново. Но, по словам женщины, использовать эту жилплощадь она все равно не сможет - на месте квартиры уже разместилась овощная лавка, а вещи жильцов еще год назад были просто выброшены на улицу.

Одноэтажный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу еще в декабре 2008 года. В муниципальной квартире №4 на тот момент были зарегистрированы шесть человек - Калинина с мужем и семья ее брата Сергея Ельцова с двумя детьми. Последние несколько лет проживать в аварийном доме стало опасно. Калинина с мужем стали снимать квартиру в Петербурге, а семья Ельцовых перехала в маневренный фонд Сосново. В это время у дома появился новый собственник.

"В апреле прошлого года сосновская администрация заключила договор мены с Марией Калиной, которая является женой председателя местного совета депутатов Дмитрия Калина. Она стала собственницей дома. При этом, если семье брата хотя бы предоставили маневренный фонд, меня с мужем никто не расселял. Формально, нас поменяли вместе с домом. В квартире находились наши вещи - новая собственница дома просто выбросила их на улицу", - пожаловалась Калинина.

По словам Калининой, после обмена дом был преобразован в торговую площадку. Там заработала овощная лавка, появился магазин сэконд-хэнд и склад овощей, которым распоряжаются арендаторы-мигранты.

Женщина обратилась с заявлением в полицию, но правоохранители не отреагировали, сославшись на то, что домом распоряжается законная собственница.

"В феврале этого года моему брату администрация предложила подписать договор социального найма на получение квартиры для семьи из шести человек. Я оспорила это решение в суде. Во-первых, договор был на квартиру с меньшей жилой площадью, а в его тексте обнаружилась масса ошибок, включая неверные паспортные данные. Ну, а во-вторых, мы с мужем не являемся членами семьи брата. Мы отдельная семья и нуждаемся в жилье", - выразила свою позицию Калинина.

Глава администрации Сосновского сельского поселения Александр Соклаков сообщил журналисту, что о торговых точках в аварийном доме ему ничего не известно. "Первый раз слышу, что там какой-то магазин. Никто не жаловался", - сказал он.

По словам Соклакова, этот дом представляет опасность для людей, а его демонтажу мешают именно судебные претензии со стороны Калининой. "Дом передан новому собственнику на законных основаниях - взамен администрация получила четыре квартиры для нуждающихся в социальном жилье. Что же касается претензий бывших жильцов - фактически брат с сестрой хотят получить две муниципальные квартиры вместо одной. Мы же предложили им жилье, сходное по условиям с тем, что у них было. Предоставить им две квартиры вместо одной мы не можем по закону", - сказал Соклаков.

Глава сосновской администрации отметил - в поселении в очереди на улучшение жилищных условий стоит 200 человек и получать муниципальное жилье они должны строго по порядку. Комментировать решение суда от 5 августа Соклаков не стал.

В свою очередь Елена Калинина считает недавнюю судебную победу неполной и намерена подавать на кассацию. "Во-первых, мы требуем признать договор мены на дом с жильцами незаконным. Во-вторых - признать наши с братом семьи разными, и предоставить нам отдельное жилье. Кроме того, я буду требовать восстановления в очереди на улучшение условий проживания, с которой меня сняли после заключения договора соцнайма с моим братом", - заявила она.

Профессиональные юристы отмечают, что улучшения жилищных условий в случае переселения из аварийного жилья действительно не предусмотрено. "Речь не идет об улучшении жилищных условий. Администрация должна предоставить расселяемым жилье сходной площади, со сходными условиями и в границах того же населенного пункта. Вероятно, это суд и учел, принимая решение", - прокомментировал старший юрист юридической компании Pen&Paper Арсений Саламатов.

Однако он также подчеркнул - аварийное расселение не подразумевает и снятия жильцов с очереди на улучшение социальных условий. "При расселении жителям не должно стать хуже, чем было. Право на улучшение жилищных условий в порядке очереди у них остается", - сказал юрист.