Москва: +7 495 234 4959 Санкт-Петербург: +7 812 740 5823 Лондон: +44 (0) 7384 418877

Алексей Добрынин комментирует для "Фонтанка.ру" возможность привлечения к уголовной ответственности работодателей за неуплату взносов во внебюджетные фонды

В России могут ввести уголовную ответственность за неуплату взносов во внебюджетные фонды (Пенсионный, социального и медицинского страхования), исчисляемых от заработной платы. Законопроект об этом внесен в правительство России. Однако эксперты сомневаются, что такие меры стимулируют работодателей выплачивать сотрудникам «белую» зарплату, и ожидают злоупотреблений со стороны как надзорных органов, так и недобросовестных сотрудников.

 

Выплата «серой» зарплаты сейчас карается только финансовыми санкциями: взысканием суммы неуплаченных страховых взносов, пени из расчета 10 процентов годовых и штрафа в размере 20 процентов (при доказанном умысле – в два раза больше). Уголовная ответственность грозит только руководителям компаний, выплативших за три года «в конверте» не менее 15 млн рублей, и только если доказан их личный интерес в неуплате налога на доходы физических лиц.

Такая ситуация возникла еще в 2010 году, когда законодатели упразднили единый социальный налог, разделив его на взносы в «самостийные» внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС). Внести же поправки в Уголовный кодекс РФ и предусмотреть личную ответственность бизнесменов за сокрытие взносов – забыли.

Преступление и наказание

Правительство России вспомнило о противоречиях только год назад. Законопроект, разработанный Министерством юстиции России по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, предусматривает введение специального наказания за уклонение от уплаты страховых взносов. «Эти платежи традиционно обеспечивались уголовно-правовой охраной», – отмечают в Минюсте.

Вместе с тем предлагаемые поправки содержат очень много «но». Так, уголовная ответственность грозит только крупным нарушителям – сумма неуплаченных взносов за три года должна составлять как минимум 2 млн рублей (что соответствует зарплате примерно в 6,5 млн рублей или 185 тысяч в месяц). Таким нарушителям грозит штраф до 300 тысяч рублей, принудительные работы или даже лишение свободы на срок до двух лет. До шести лет колонии могут получить руководители, за три года скрывшие взносы во внебюджетные фонды на 10 млн рублей (то есть заплатившие «серую» зарплату на 33 млн или более 900 тысяч в месяц).

Использующим нелегальный труд в настоящее время новые санкции не угрожают. «Общий постулат – закон, ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы, – напоминает Алексей Добрынин, руководитель уголовно-правовой практики юридической компании Pen&Paper. – Поэтому к уголовной ответственности можно привлекать, только если руководитель «накопил» долг перед фондами после вступления закона в силу».

Кроме того, примечание к вводимым статьям гарантирует впервые совершившим описанные преступления право на «реабилитацию» (освобождение от уголовной ответственности). Для этого достаточно полностью выплатить недоимки, соответствующие пени и штраф. Учитывая, что на практике выездные проверки сейчас охватывают единицы процентов работодателей (компаниям нужно очень напроситься на инспекцию), не платить взносы может быть даже выгодно. Ведь размер тех же пеней ниже доходов по вкладам в банках. Неотвратимая уголовная ответственность грозит только «рецидивистам» – не пожелавшим уплачивать взносы даже после прекращения первого уголовного дела. Появиться такие могут не раньше 2019–2020 года.

Но главный спорный вопрос – кто может инициировать возбуждение уголовного дела. Предложенный Минюстом законопроект делегирует такое право исключительно самим внебюджетным фондам (ПФР, ФСС, ФОМС) – без их материалов следователи не вправе начать преследование бизнесмена. В свою очередь, чиновники соответствующих фондов обязаны направлять сообщения в правоохранительные органы при выявлении недоимки в сумме, позволяющей предположить совершение преступления.

Вопрос о применении такого порядка при рассмотрении налоговых дел дискутируется уже не первый год. В период правления Дмитрия Медведева следственным органам запретили возбуждать такие уголовные дела без материалов фискального ведомства. Такая норма защитила бизнес от «кошмаривания» полиции. Однако принятые 9 октября поправки восстанавливают право следственных органов самостоятельно расследовать налоговые дела, не спрашивая налоговую службу. Сторонники такой процедуры указывают, что полиция располагает большим арсеналом, чем чиновники фискального ведомства в «белых воротничках» (например – она вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, в том числе контрольные закупки и так далее).

Нельзя исключать, что законопроект Минюста еще подредактируют, отказавшись от защищающей права добросовестных предпринимателей нормы.

Эксперты сомневаются, что введение уголовной ответственности приведет к легализации заработной платы. «Против «белых» зарплат играет не только напряженная экономическая ситуация, но и слишком либеральное к работнику трудовое законодательство, – убежден Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры». – Зачастую «серая» зарплата является не столько способом экономии денег, сколько инструментом, позволяющим эффективно воздействовать на работника. И ситуация с законодательством не только не улучшается, но, напротив, становится все более напряженной для работодателя».

Профессор кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Санкт-Петербург Андрей Заостровцев полагает, что сами получающие зарплату «в конвертах» вряд ли будут протестовать. «На пенсию уже мало кто надеется – все давно махнули рукой. Качество медицинского обслуживания опять же не зависит от размера взносов, уплачиваемых в фонд обязательного медицинского страхования. Поэтому предложенный закон вряд ли принципиально что-то изменит. Разве что у Следственного комитета появится новая зацепка преследовать бизнес, причем в своих, а не в государственных интересах. Также нельзя исключать шантаж со стороны получающих теневую зарплату работников. Причем опять же не в целях добиться ее легализации», – убежден профессор.

А вот руководитель юридического отдела компании HeadHunter Юрий Донников полагает, что наличие уже самой уголовной ответственности может являться эффективной превентивной мерой для соблюдения требований законодательства. Он также убежден, что работодателям выгодно платить взносы, в том числе в Фонд социального страхования (ФСС): «Они гораздо меньше возможного последующего фактического возмещения работнику, например, в случае больничного. То есть фактически работодатель с помощью страховых взносов экономит», – говорит Юрий Донников.

Павел Нетупский

Справка:

В отделении Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области зарегистрировано 554 тысячи страхователей (плательщиков взносов), персональные пенсионные счета имеют более 7 млн человек. В целом во внебюджетные фонды работодатели должны перечислять 30 процентов от начисленной заработной платы, в том числе 22 процента в ПФР, 5,1 процента в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 3,1 процента – Фонд социального страхования (ФСС).